Зачем вообще копаться в семейном прошлом? Сколько можно мусолить тему про маму с папой? Что, опять во всем виноваты родители?
Поднимать прошлое - штука, безусловно, интересная. Куда ни копни, везде отыщешь что-нибудь, о чем можно разговаривать с терапевтом всю сессию (и не одну). Вопрос "зачем?" совершенно правомерный - что это дает человеку в дне сегодняшнем и как вообще поможет с актуальными проблемами?
Прошлое поднимается не исключительно процесса ради (хотя даже если это бессистемный, хаотичный разговор о детстве, вполне вероятно, что в нем все равно придет что-то, что окажется полезным - за это благодарить нужно не столько терапевта, сколько человеческую психику за ее удивительное устройство находить взаимосвязи).
Прошлое поднимается, если видно, что оно упорно догоняет, выталкивает в шею настоящее и занимает его место. Проявляется это, в частности, так:
- головой понятно, что актуальная ситуация не такая серьезная, но эмоции зашкаливают, и кажется, что все очень, очень плохо;
- человек прикладывает усилия, чтобы изменить что-то в жизни, но раз за разом оказывается в похожей ситуации и страдает (а заодно начинает верить, что жизнь вот такая и есть, иначе не будет);
- работа с когнитивными искажениями и паттернами поведения не приносить ощутимого результата, мысли и действия все равно привычные, а в новый вгляд на себя и мир всё никак не поверить.
Тогда надо искать, что есть помимо актуальной ситуации. О чем рассказывают "неадекватные чувства" (как их иногда характеризуют клиенты), какой прошлый опыт сформировал именно такой взгляд на мир и на себя (и почему эта картина так живуча - кому/чему и почему человек столь упорно верит), какая история продолжает разыгрываться в настоящем (и что она хочет, чтобы, наконец, перестать).
В прошлое нужно ходить, чтобы человек смог увидеть свое настоящее отдельно. И чтобы оценка, поступки - а, со временем, и переживания - в настоящем все меньше определялись прошлым опытом, и все больше были про "здесь и сейчас". Для этого нужно находить, что влияет, и разделять, разделять, разделять. Что не прожито - проживать. Что потеряно - вернуть или отгоревать безвозвратность утраты. Что не прочувствовано - прочувствовать. Закрывать историю.
Вот поэтому возникают на сессиях мама и папа. Не для того, чтобы удобненько их во все обвинить поскорее и сэкономить год времени и денег на долгосрочной терапии, а для того, чтобы детский опыт, воспринятый однажды детскими же глазами и осмысленный из детского восприятия мира, пересмотреть уже взрослому. Увидеть, как он повлиял на становление личности и продолжает влиять по сей день. Ну и - смотри выше. Разделать, проживать, возвращать, плакать, закрывать, перессказывать историю.
Написала для "Ножа" статью о том, как именно влияют на нас проблемы наших родителей. Речь не о конфликтах, обидах и тестировании границ, которые случаются в любых близких отношениях, а об этом самом опыте, который потом всю жизнь больно кусает за пятки, пока его не допроживешь и не закроешь.
https://knife.media/bad-parents/