На "Ноже" вышла моя статья о затянувшемся подростковом бунте и сепарации от родителей. Спойлер: обрубить все контакты с родителями и делать все, что не нравится маме, - это еще не сепарация, а только один из этапов.
Чем поможет психолог и как может выглядеть "допроживание" сепарации в процессе терапии:
🐌 Специалист может рассказать о том, как строится связь с родителями, что такое сепарация, зачем она и как проходит, а главное - помощь знанием, которая иногда становится солидным подспорьем: теперь хотя бы понятно, что это со мной.
🐌 В процессе терапии человек может изучать, анализировать и лучше понимать, где вместо реальных людей (и не людей - работы, например) видит родительские фигуры, и когда его реакции и поведении принадлежат не только ситуации "здесь-и сейчас", но и прошлому: вдруг оказывается, что за хронической непереносимостью начальника или ярым желанием бросить партнера и уехать к чертям в банановую республику стоит попытка отделиться, наконец, от родительского влияния и заветов.
🐌 С помощью психолога человек нащупывает, изучает, а затем устанавливает, поддерживает и, при необходимости, защищает свои границы - в общем-то, осознает себя как отдельного человека.
🐌 Наконец, сами отношения между терапевтом и клиентом способствуют тому, чтобы наращивать и поддерживать самостоятельность клиента: от условий сеттинга до уважительного отношения терапевта, который остается на позиции "я не знаю, как тебе лучше, но верю в твою способность выяснить это самому и следовать за новым знанием о себе".
Бывает, что клиенту нужно сначала допрожить те этапы, которые не были завершены в прошлом. Присвоить право на собственное мнение, убеждения, чувства, свободу действий. В терапии со стороны клиента в этот период могут быть как позитивные чувства ("Здесь меня понимают и поддерживают, я чувствую, что мне можно!"), так и переживания болезненные, трудные. В том числе:
🐌 трудно становится чем-то делиться, себя приходится цензурировать, кажется, что от терапевта нужно что-то скрывать, иначе он будет злиться, ругаться или откажется продолжать терапию;
🐌 возникают сомнения в профессионализме терапевта или в его личностных качествах, от сдержанного "что-то мне кажется, что вы мне все-таки не сможете помочь" до "слова ваши дурацкие, и вообще, вы в жизни-то что-нибудь понимаете?"
🐌 все больше хочется просто взять и перестать ходить на терапию.
Это можно привести к открытому противостоянию, и тогда терапевт, со своей стороны, будет помогать разобраться, к кому на самом деле обращены чувства, чего человек боится, а также поддерживать в обретении своей взрослости.
Может быть и так, что человек выбирает сменить терапевта, или вообще бросить терапию, не проработав, а иногда и вообще не поделившись тем, что происходит. И это, на самом деле, может оказаться одним из самых важных опытов, полученных в терапии: право поступить по-своему, так, как доступно. Так что резкий обрыв в терапии или прекращение, потому что "разочаровался", "не работает больше" - не всегда значит, что все было зря и завершилось неудачей. Может быть, это и есть самое большое "не зря" - то, что именно с этим терапевтом клиент смог докопаться до собственного "Я так больше не хочу" и реализовал его, как смог - именно с этим терапевтом так стало можно.
https://knife.media/teen-riot/