«Правительственное решение проблемы обычно хуже самой проблемы», — ехидно замечал лауреат нобелевский премии по экономике Милтон Фридман.
Одна из самых крупных и очевидных проблем нашего времени —
растущая необузданная власть технологических корпораций. Человечество открыло этот цифровой ящик Пандоры, и правительства пока что не могут обуздать вырвавшиеся из него силы и их подчинить благу людей.
В Китае контроль государства над технокорпорациями приводит к тотальной и беспринципной слежке за гражданами со стороны спецслужб. В Европе законодательство, напротив, проявляет жесткость к технологическим гигантам — но не столько потому, что хочет защитить своих граждан, сколько потому, что американские и китайские корпорации не дают разрастись европейским.
В США, как мне стало понятно во время работы над новой статьей для НОЖа
«Эпоха цифровых государств: как Facebook, Google и Amazon выигрывают войну с правительством США», правительство просто не может обуздать "техно-бегемотов", поэтому о выгоде и правах граждан пока что речь не идет. Пример США показывает, что
правительство, возможно, и не будет решать проблемы с технокорпорациями. Скорее, уже корпорации будут решать проблемы правительства.
Еще буквально полгода назад в медиа доминировала мысль, что только объединившись, правительства всех стран смогут решить проблему глобального потепления. А сейчас Тим Кук, он же Тим Яблоко, совершенно уверенно говорит от лица крупных предпринимателей, что если кто и решит эту проблему, — то только частные корпорации. И затем рассказывает, что он уверен: Apple войдет в историю не как компания, придумавшая Iphone, а как революционер сферы здравоохранения. По-моему,
масштаб мышления технологических гигантов уже превосходит таковой у политиков, и это серьезная заявка на успех.
И напоследок вот вам еще одна цитата-ключик к прочтению текста, на этот раз от горячо любимого Ноама Хомского:
«Рассуждения о свободе смотрятся смехотворно в обществе, где доминируют громадные корпорации. Какая вообще свобода может существовать в корпорации? Это тоталитарные институции: ты получаешь приказы свыше и, возможно, отдаешь приказы тем, кто ниже тебя. Свободы приблизительно столько же, сколько при Сталинизме».