Size: a a a

Здравствуйте, Кирилл Александрович

2020 November 02
Здравствуйте, Кирилл Александрович
Урок истории, девятый класс. Проходим череду революций середины XIX века. Еще раз вспоминаем Великую французскую революцию и кровавый террор. Далее речь заходит о человеческой природе. Мол, почему мир так жесток и рядом с великими достижениями науки соседствуют ужасы гражданских войн и оружие массового поражения.

Беседа принимает совсем уж трагический оборот, так что я хочу разрядить обстановку, процитировав широко известную в узких кругах группу «Кровосток»:
— Жизнь — это танец под присмотром мудрого Бога. — Не проходит и секунды, как девочка-отличница меня поправляет:
— Чуткого, Кирилл Александрович. Чуткого.

И тут до меня доходит, что бывшие пятиклассники уже выросли. Это раньше можно было цитировать безобидные фразы вполне небезобидных исполнителей, теша себя тем, что аудитория никогда не поймет отсылки.

Хотя, да кто мне запретит? В конце концов, они знакомы с этим не от меня.
источник
2020 November 08
Здравствуйте, Кирилл Александрович
У меня с понедельника в черновиках лежит пост про уроки, но хочу поделиться впечатлениями по горячим следам.
Прошел месяц с тех пор, как я взял себе ученика на онлайн беседы. Какой же это кайф. Вместо 45 минут и звонка — свобода. Не могу подобрать другого слова.

Сегодня речь шла о рождении современной европейской науки в Новое время. Я составил примерный план урока. Решительно решил уместить в часовую беседу Коперника, Бруно, Галилея, Декарта, Ньютона, Бэкона и Лейбница. Но вместо рассказа я рисовал эллиптическое орбиты планет. Испрашивал, почему круг есть идеальная фигура, а многоугольники — нет? Из этого становилось понятно, почему в древности для описания движения планет вокруг земли использовались эпициклы.

Далее мы перешли Бруно, который до старости сохранил юношеский максимализм. Конец настиг Джордано в пламени костра, а мой ученик сказал, что в свои годы у него еще нет идеалов, за которые он мог бы поступить так же.

На Галилее  к моей радости мы заговорили о физике и даже провели его знаменитый эксперимент. Вместо Пизанской башни у нас был стол, а вместо ядер — учебник и пластиковый контейнер. После трех бросков ученик убедился, что скорость свободного падения тел и правда не зависит от массы. А причиной такого досадного заблуждения является воздух, который мешает легким предметам со сложной геометрией падать на равных с круглыми тяжелыми пушечными ядрами.

Но вишенкой на торте оказалась история Рене Декарта. Горячо любимого мною мыслителя, который следовал античным скептиками и во всем сомневался. Потому что:
— глаза нас обманывают. Положите в половину заполненный стакан с водой ложку и убедитесь.
— тело нас обманывает. Очень горячее в первую секунду не отличить от очень холодного.
— разум нас обманывает. 2 + 2 = 11, если система исчисления троичная.

Попав в такое затруднительное положение, Декарт искал твердое основание для научных знаний. Да и знаний в целом. В какой же вещи невозможно сомневаться? Через пару минут мозгового штурма мой ученик сдался.

Мы договорились, что за пару дней он спросит у друзей, родителей и старших товарищей, а потом мы созвонимся на 5-10 минут и поделимся мыслями.

И раз уж в телеге есть удобные комментарии, предлагаю и вам, дорогие читатели, предлагать свои варианты ответов. Вот так!
источник
2020 November 09
Здравствуйте, Кирилл Александрович
Кратко и по полочкам объясняю, почему клиповое мышление – отнюдь не плохая вещь.

Потому что дал интервью для организаторов конкурса для школьников "Своими словами".

Сам конкурс направлен на развитие культуры письма, в его создании участвуют профессора из ВШЭ, а победители получат дополнительные баллы при поступлении. 9-11 классы, это отличная возможность себя проявить. Пользуясь случаем, передаю привет тем ученикам, что читают мой канал. Тебе, Н. и тебе, М. И остальным, про которых я не знаю :)

Само интервью доступно по ссылке:
https://своимисловами.рф/klipovoe-myshlenie-ehto-neploho-kirill-zagustin

Там же информация о конкурсе. Регистрация заканчивается 15 ноября, поторопитесь!
источник
2020 November 10
Здравствуйте, Кирилл Александрович
В сентябре на уроках истории мы с ребятами подошли к истокам романтизма. В профильных университетах этому вопросу уделяют семестровые спецкурсы, а у нас времени — один, максимум два урока. Как мог я постарался донести мысль: романтизм появился как реакция общества на Великую французскую революцию. Она обнажила ужас человеческой природы и показала несостоятельность рационализма, если он находится в вакууме.

Человек не сводится к одному лишь разуму. Его сон – по истине рождает чудовищ. Сон не потому, что разум уснул и потерял бдительность. Сон – мечта и грёзы, в которые провалился человек, поверив во всемогущество разума. Десятилетие кровопролития во Франции убедительно доказало обратное.

Отсюда романтизм черпает вдохновение: человек не мыслящая вещь, как считал Декарт. Мир не так прост и справедлив, как считали просветители Европы.

Вот о чем одноименный офорт Гойи. Не давайте своему разуму отрываться от реальности. Будьте здесь и сейчас.

И хорошего вам дня.
источник
2020 November 16
Здравствуйте, Кирилл Александрович
Помимо ведения уроков, классного руководства и выступления на разного рода форумах, я совмещаю полставки педагога-организатора в своей школе. Почти никогда об этом не пишу, потому что большая часть работы — внутренняя. Мероприятия, которые школа делает внутри себя и для себя.

Но сегодня повод из ряда вон. Уже в 15-й раз в моей школе проходит Фестиваль национальных культур. В этом году сделать большой праздник в актовом зале нет возможности по понятным эпидемиологическим причинам. Так что я предложил провести его в режиме онлайн. Каждый класс подготовил минутный ролик об одном из народов нашей страны (а их больше 190, если что). Сеттинг: каждый народ посылает письмо на фестиваль.

Для подготовки трансляции потребовалась самая малость:
1. Узнать, что запланировать трансляцию вконтакте с постоянной ссылкой нельзя, так что пришлось по старинке пользоваться ютубом.
2. Узнать, что программа для стриминга "OBS" плохо дружит с двумя и более источниками звука (например, микрофон и звук из видео).
3. Потратить несколько часов в попытках подружить звук с разных каналов и стриминг.
4. Разочароваться в "OBS" и пойти на поиски альтернативного решения.
5. Купить подписку на Zoom и настроить через нее стриминг в ютуб.
6. Распространить ссылку на заранее запланированную трансляцию.
7. Провести фестиваль одновременно в своем классе и онлайн, параллельно транслируя свой экран на всю школу.
8. Разбавить это дело викториной с помощью https://www.mentimeter.com
9. Переключаться между видеороликами, камерой ноутбука и викториной, сохраняя дисциплину в классе.
...  ???
Profit!

В зависимости от качества связи, некоторые классы оценили трансляцию в "-3" из "10", кто-то ставил даже пятерочки. В общем, первый блин вышел комом. Благо, что он оказался относительно съедобным.В конце концов, я просто учитель истории и обществознания. Так уж вышло, что идея провести фестиваль в онлайн формате, а не заранее нарезать видео, пришла именно в мою горячую голову.

Сам себя оцениваю как раз в 5 из 10. Есть куда стремиться, есть что исправлять. Вот так!

P.S.: Как только получу согласие на публикацию, поделюсь с вами самым классным на мой взгляд видео.
источник
Здравствуйте, Кирилл Александрович
Я получил согласие на публикацию, чему очень рад.

Девятый «А» подготовил самую творческую визитку. У меня руки чесались показать её вчера, но было нельзя-с.
А сейчас — можно-с! Каждый раз сердце в груди радуется, когда простое задание находит творческий отклик.

Приятного просмотра!
источник
2020 November 18
Здравствуйте, Кирилл Александрович
Крайне забавная штука вышла сегодня.

В течение дня несколько раз на уроке мне звонил телефон. Умные сервисы Гугла опознали в нем потенциальных спамеров и не рекомендовали снимать трубку. Я, поначалу, рекомендации соблюдал. На пятый раз интерес поборол социальную ответственность. Я ответил прямо на уроке, пока ребята выполняли задание.

К моему удивлению, разговор начал голос живого человека, а не робота.

- Здравствуйте, Кирилл Александрович. Есть ли у вас минута времени?
- Минутка, не более.
- Я представитель Яндекс.Учебника. Хотим сделать вам новогодний подарок. Вы можете подсказать адрес, куда его отправить?

В этот момент девятый класс водрузил на меня свои цепкие взгляды. В руках появились ручки и листочки. Я продиктовал адрес, голос на том конце поблагодарил и уверил, что в ближайшее время со мной свяжется курьер.

Девушка из Яндекса попрощалась, а я остался один на один с учениками, которые теперь знали, адрес моего убежища. Живу я, между прочим, преступно близко к школе: с моего балкона виднеется стадион и крыльцо.

Теперь, если на моей двери начнут появляться надписи "История *,  астрономия решает!", я буду знать, что виноват в этом один из девятых классов.

P.S.: Тут могла быть рекламная интеграция Яндекса, но не сегодня ;)
источник
2020 November 20
Здравствуйте, Кирилл Александрович
В один из классов пару недель назад поставили электронную доску. По сути, большой телевизор на андроиде со специальным ПО.

Но боже, как классно им пользоваться. Весь урок составляли таблицы, выписывали термины и все это с разными цветами, фонами и маленькими рисунками.

А на фото последний слайд наших изысканий, когда мы немного успокоились и глаза хотели радоваться не всем цветам радуги, а спокойствию и гармонии. Крутота!
источник
2020 November 21
Здравствуйте, Кирилл Александрович
Я очень люблю мемы и всеми силам ограждаю вас от своей слабости. Но для этого не могу не сделать исключения:
источник
2020 November 25
Здравствуйте, Кирилл Александрович
Как тесен мир!

Подбегает на перемене семиклассница: «Кирилл Александрович! Мой брат передает вам привет!». Мозг пытается вспомнить, что я знаю об этой ученице и откуда я могу знать ее брата.

Оказывается, в мою бытность школьником мы вместе с ее братом были из тех, кто танцевал на дискотеках брейкданс. О времена, когда это было популярно. Даже сейчас узнаю гимн всех дворовых би-боев с одной ноты. Последний раз тряс стариной в 2012 году на одной из тусовок будучи студентом.

А мой школьный напарник с десятого класса нырнул в танцы с головой. Лет 10 он работает хореографом и солистом в театре «Искушение». Вот так еще со школы расходятся пути и интересы. Некоторые продолжают кайфовать от танцев и превращают это в дело своей жизни, а иные возвращаются в школу, чтобы помочь молодым и горячим найти себя.

Пользуясь случаем, Сережа, передаю тебе привет!
источник
2020 November 26
Здравствуйте, Кирилл Александрович
Простите, но мемы сильнее меня:
источник
2020 November 29
Здравствуйте, Кирилл Александрович
Сегодня день мам. Сами понимаете, в какое время живем, так что ученики делают поздравления удаленно.

Зато можно поздравить всех мам на свете.

Вот, например, что сделал «9А», но как мне подсказывает чуйка — всего одна ученица по имени М, которая очень любит монтировать видео. «Письмо из Татарстана» — тоже ее работа.

Я так радуюсь, когда ребята рано находят свою сферу интересов. Мои поиски заняли подольше. Еще идут, точнее.
источник
2020 November 30
Здравствуйте, Кирилл Александрович
Временами кажется, что полезными знаниями я делюсь не на уроке, а в переменах.

Ребята на уроке истории отвесили мне какой-то комплимент. В ответ я пошутил про лапшу, что свисает с моих ушей. А на перемене рассказал про то, как просто готовить карбонару. И вот, воскресным вечером получил такую обратную связь.

Видите, в кулинарный колледж идти не обязательно.

Эх, где же мои звёзды Мишлен.
источник
Здравствуйте, Кирилл Александрович
История о том, как меня снова понесло не туда.

Новое время. Снова погрузились в эпоху великих научных открытий. Речь зашла об изобретении оптического телеграфа. Невинная тема, все по учебнику. Ничто не предвещало беды.

За исключением того, что хотелось показать, насколько Земля большая. А из-за ее сферической формы (на самом деле нет*), дальность обзора ограничена ее кривизной. Насколько далеко можно смотреть вдаль? Стоя на высоте человеческого роста это 5 километров. С высоты 8-этажного дома — 18. Получается, чем выше расположен оптический телеграф, тем реже нужны вышки для передачи сообщений.

А потом меня понесло.

Я при любом удобном случае вспоминаю, что скорость вращения земли вокруг Солнца — 30 километров в секунду. Это примерно сто тысяч км/ч (а может быть и нет, я прикинул в уме и решил не проверять). Мы же находимся в роли пассажиров этого космического поезда и движемся с той же самой скоростью относительно Солнца.

Только представьте: вы здороваетесь со своим другом при встрече в одном месте Солнечной системы, а ответ получаете за сотни тысяч километров. Разе это не волшебство? Я эту мысль могу обдумывать часами, в ней есть поэзия. О чем, собственно, и рассказываю на уроках при удобных и не очень случаях. В конце концов, великие научные открытия начинались с безумных мыслей: безумие теории относительности понятно и очевидно: мол, пространство, может растягиваться и сжиматься.  

Но и в законе всемирного тяготения Ньютона тоже была весьма контринтуитивная вещь: существует некая сила (гравитация), которая действует мгновенно и на бесконечном расстоянии. В свою эпоху сей тезис наделал немало шума.

Вместо заключения: наука — круто. Она ведь не про формулы, а про понимание мира.

В конце урока, например, ребята спросили сколько нужно ракетных двигателей, чтобы замедлить Землю вдвое. Что мы делали дальше? Воспользовались законом сохранения импульса и знаниями по упрощению уравнений, чтобы высчитать их суммарную массу. Возможно мы ошиблись в подсчетах (показывать ход решения мне стыдно, яж не физик), но логику, а главное, пользу от физического закона ребята запомнят.


P.S.: Простите за неровный слог, но если не написал бы об этом сейчас, история так бы и канула в лету. Как бывало уже десятки раз.

* — потому что у Земли есть собственная форма, которая так и называется — геоид.
источник
2020 December 04
Здравствуйте, Кирилл Александрович
По пятница я веду элективы через зум потому что смешивать ребят из разных классов нельзя, а готовить ребят к сдаче ОГЭ одновременно – хочется.

А чтобы дополнительно мотивировать присутствовать на занятиях пятничным вечером, после рабочего времени я надеваю свою лучшую шапку волка, ставлю на задний фон мем про 2007-й год и беру в руки гитару.

Ребята даже сняли небольшой кусочек, делюсь с вами.
источник
2021 January 21
Здравствуйте, Кирилл Александрович
Курс обществознания в 9-х классах затрагивает темы политики и правового устройства общества. Так что я решил разобрать популярный на этой неделе кейс.

Писать большой пост сил нет (видимо, после ковида я поправился не окончательно), так что решил запустить стрим, чтобы устроить небольшой ликбез с точки зрения обществознания.

Ссылка на стрим: https://youtu.be/21FkU9UYoh4

Начну минут через 15, сколько продлится — не знаю. Присоединяйтесь, по возможности поотвечаю на вопросы.
источник
Здравствуйте, Кирилл Александрович
Вечерний разбор кейса закончился, посмотреть можно будет в записи. Если будут поводы, можно будет повторить.
источник
2021 January 28
Здравствуйте, Кирилл Александрович
В последний месяц все чаще вспоминаю о фигуре Александра Сергеевича Пушкина. Немудрено, ведь на уроках речь заходит о декабристах.

Люблю спрашивать у ребят: а кем бы был Александр Сергеевич сегодня? Как полагается всякому человеку, родитель  литературного русского языка не был одномерным «наше всё». Он писал восхитительные стихи и прозу, которые часто подвергались цензуре, занимался историографией, работал в архивах, нес государственную службу... А с другой стороны — жил не по средствам, проигрывался в карты (откуда и вышла «Пиковая дама»), одевался у модных портных своего времени, был не чужд гордыне.

А самое главное, — умер в перестрелке. Как настоящий гангстер.

Вот и подумайте, кем бы стал Пушкин сегодня, и в каком бы жанре творил.
источник
2021 February 01
Здравствуйте, Кирилл Александрович
Я так не люблю рутину, что каждый день думаю: как сделать процесс обучения своих ребят интересней?

Изучение истории совершенно невозможно без знакомства с письменными источниками. А сидеть и читать их бывает ой как скучно. Особенно, если параграф большой. И пришла мне в голову идея — а почему бы не озвучить параграф?

А что, аудиокниги набирают популярность, у меня дома есть микрофон и капелька свободного времени.

Тема параграфа: Крымская война. Предлагаю послушать и вам. Обратная связь, как всегда, приветствуется.
источник
Здравствуйте, Кирилл Александрович
источник