Новость про латинизацию Казахстана достаточно предсказуема: все-таки переход на латинский алфавит обсуждался казахами чуть не с развала СССР, и является вполне логичным шагом закрепления статуса независимого (от России) государства.
Впрочем, перипетии казахского языка интересны в последнюю очередь. Что действительно интересует, так это статус русского языка в Казахстане. С этим все традиционно печально. Несмотря на постоянные взаимные алаверды про "братскую любовь" и мир-дружбу-жвачку русский язык так и не получил в Казахстане статуса второго государственного языка. Это при том, что русский до сих пор является вторым по числу носителей и первым(!) по владению и уровню распространения языком в стране. Напротив, в республике идет тихое методичное выдавливание русского языка из официальной документации, СМИ и общего социокультурного пространства. Количество образовательных учреждений с русским языком обучения неуклонно падает: минус 30-40% за 15 лет. В настоящий момент русский в Казахстане имеет статус языка межнационального общения. То есть нихуя не имеет, если называть вещи своими именами. И что-то подсказывает, что с переходом казахов на латиницу, трудности у русскоговорящих в стране только увеличатся.
Разумеется, и казахские власти можно понять. При установлении русского языка как государственного, участь казахского будет во многом предрешена. У всех на виду пример Белоруссии, где ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО на белорусском языке общаются, как правило, 3,5 селюка да несчастные чиновники по долгу службы, в результате чего десятимиллионное независимое европейское государство практически полностью мутировало в очередной субъект РФ с легким налетом национального колорита аля Мордовия. При дальнейшем нарастании геополитического влияния России перспективы у такой «независимости» неутешительные и скоротечные.
К сожалению, в самом Кремле важность проблемы сохранения русского языка на пост-советском пространстве стоит где-то после колонизации Марса и изобретения телепортации. Печально известное федеральное агентство Россотрудничество, вроде как ответственное за отстаивание и увеличение влияния русского языка во всем мире, на протяжении десятилетий безбожно «осваивает» бюджетные средства, устраивая в посольствах на оставшиеся крохи бесконечные говновыставки со стишками Пушкина на листах картона.
Впрочем, даже если бы средства не «осваивались», результат вряд ли был сильно лучше: всем известны гигантские размеры сумм, выделяемые из российского бюджета на культурно-гуманитарные задачи: где-то между «нихуя» и «как в Молдавии».
Выскажем крамольную мысль: культурное влияние невозможно нарастить при помощи концертов группы ЛЮБЭ, нефтегазовой трубы и заверений в братской дружбе на самом высоком уровне. Пресловутый «русский мир» начинается не с «зеленых человечков» (хотя – казалось бы), а с изучения русского языка. И уже через него становится возможным знакомство и вовлечение людей в великую русскую культуру, в которой, чего греха таить, и группа ЛЮБЭ присутствует.
И пока наше государство не выработает внятную, четкую и конкурентоспособную программу экспансии русского языка (по аналогии с экспансией русского оружия или мирного атома), мы так и будем проигрывать культурно-языковую конкуренцию не только каким-то там туркам, но даже башкирам или чеченцам. И Роснефть с Министерством обороны здесь, увы, не помощники.