Книга: «Люди за забором. Власть, собственность и частное пространство в России»
Автор: Максим Трудолюбов, журналист, газета «Ведомости», радио «Эхо Москвы»
9 сентября 2017 года в Москве торжественно открылся парк «Зарядье». Суперсовременное общественное пространство, сделанное по последнему писку европейской парковой моды. Одним из ключевых слов нового туристического чуда Москвы должно было стать слово
«открытость»: никаких указателей, бордюрной колеи или хотя бы живых изгородей из колючек – ходи где хош, делай что хош. Но не тут-то было! Уже через несколько дней территория парка заставили ограждениями, по периметру были организованы импровизированные КПП с дежурившими нарядами полиции. Ограждения и полицейские появились даже у входа на «Парящий мост» внутри парка! Самое странное, что самих посетителей это ни капли не смутило, даже, быть может, воодушевило и успокоило. На наших глазах в очередной раз сработала удивительная черта русского менталитета, о которой не задумывались модные нью-йоркские архитекторы парка.
В книге «Люди за забором» автор берется разгадать одну из тайн современной России – неизбывную любовь русских людей к ЗАБОРАМ. Заборы сопровождают нас всю жизнь: роддом, детский сад, школа, институт, работа, больница и кладбище. Даже могилы, вне зависимости от вероисповедания усопшего, обязательно обносятся кованой решеткой с внушительной калиткой. На улицах нас преследуют многочисленные столбики, ограды и каменные сферы. Частные жилые участки обязательно огораживаются внушительным частоколом, вне зависимости от социального положения и материального достатка хозяина земли. Даже во дворах ненавистных
Варламову многоэтажек появляются шлагбаумы и импровизированные КПП. В общем,
забор – один из символов русской жизни.
Ответ у Трудолюбова лежит на поверхности: желание людей огородиться друг от друга происходит от
неразвитости общественно-правовых норм, которые, в свою очередь, возникают естественным образом при утверждении института частной собственности ан масс. Увы, в России этот процесс, и так серьезно заторможенный сверхцентрализованной властью и гигантской территорией с низкой плотностью населения, был окончательно задавлен приходом к власти большевиков. Понятие частной собственности было ликвидировано в угоду социальному эксперименту. Коммунисты прекрасно сознавали неизбывность стремления любого человеческого существа к собственному пространству, поэтому через какое-то время «частная» собственность (в контексте пространства, где жила только одна семья) стала служить в качестве
поощрения новоявленным советским гражданам. Отдельными квартирами награждались герои труда, лауреаты премий и просто чиновники высокого ранга. Разумеется, в любой момент государство могло жилплощадь забрать назад. Под лозунгами обновления и стремления к будущему, коммунисты архаизировали российское общество, вернув его не то что в дореволюционные времена, а в допетровские, когда царь награждал нужных ему людей и «людишек» чинами, орденами и, конечно же, вотчинами, сохраняя при этом право забрать все дарованное назад. Таким образом,
частное пространство в СССР стало инструментом поощрения в руках государства – оно не принадлежало гражданам, оно даровалось сверху в качестве привилегий.С развалом СССР и появлением рыночных механизмом возникла надежда, что институт частной собственности окончательно перестанет быть инструментом поощрения в руках государства, превратившись в обыкновенный товар. Однако товар этот, в силу бедности большинства населения, доступнее не стал. Тем не менее, впервые за всю российскую историю свое собственное пространство имеет такое огромное количество людей, что рано или поздно должно привести к установлению развитых общественно-правовых отношений в стране.
https://i.imgur.com/uDfM9VI.jpg