🇷🇺🇰🇬⚒Давайте поможем Даш… Равшану устроиться на работу в Якутии (а также в других регионах РФ с запретом на работу мигрантов).
Глава Якутии Айсен Николаев подписал указ о запрете брать на работу иностранных мигрантов. Отныне они не смогут трудоустроиться на территории республики при наличии трудового патента. Впрочем, быстро выявилась ЗРАДА поистине украинского уровня: гражданам стран-членов ЕАЭС (а это, напомним, Армения, Белоруссия, Казахстан и…да-да, Киргизия) патент на работу в России не требуется. Таким образом, подписанный Николаевым скандальный указ не создал киргизам абсолютно никаких проблем: де-юре граждане Киргизии имеют полное право продолжать работать на территории Якутии. Более того, в тексте указа совершенно четко отмечено, что запрет касается иностранных граждан с трудовым патентом. Это значит, что при наличии у мигранта разрешения на временное проживание (РВП) или вида на жительство (ВНЖ) никакой указ Николаева ему, собственно, не указ.
Впрочем, муки получения ВНЖ хорошо описаны беженцами с Донбасса, что уж говорить об остальных гражданах СНГ. Выдача же РВП жестко квотируется, причем в каждом регионе действует своя система квотирования. В последние годы количество квот неуклонно сокращается: если в 2016-м была согласована выдача 125 900 квот, то в этом году РВП смогут получить 83 480 человек. Если посмотреть на разброс квот по регионам, то ситуация выйдет и вовсе комичной: в той же Якутии РВП могут получить 1000 человек, в соседнем Забайкальском крае – 300, в Кировской области – 100. Собственно, ни один регион РФ свыше 4000 РВП в год не выдает.
Сверх квоты РВП можно получить при наличии российского паспорта у родителей, супруга или супруги, или просто по факту рождения на территории РФ/РСФСР. В любом случае, чтобы получить РВП, нужна регистрация по месту проживания (РПМ). Без этого иностранный гражданин может находиться в России не дольше 90 суток, после чего обязан покинуть территорию РФ. Как это предписание исполняют трудовые мигранты из СНГ? Толпы людей переходят погранпереход, скажем, с Казахстаном или Украиной, тусуются на той стороне пару часов, затем возвращаются обратно, уже с «обнуленным» сроком пребывания. Фактически человек отсутствует на территории РФ не более 1-2 суток.
Показательная сложность получения разрешения на работу и не менее показательная легкость «обнуления» срока пребывания в стране создает питательную среду для коррупции. Работодателю проще вовсе не заморачиваться с разрешениями, а нанимать толпы равшанов втемную. Хотя, если возьмут за жопу проверяющие органы, то сумма набежит не очень приятная, штраф за нелегалов для юриков составляет от 400 000 до 1 000 000 рублей. Впрочем, учитывая масштабы коррупции в стране на всех уровнях, договориться о закрытии государевых глаз сроком, скажем, на один год, проблемы не составит.
В общем, как не сложно догадаться, проблема не в шаловливых киргизах, а в текущем законодательстве, при котором легализоваться мигрантам сложно и долго, а работать втемную – легко и быстро. Алсо, не стоит забывать, что все вышеперечисленное относится не только к полудиким таджиками с афганской границы, но и, например, к русским с Севера Казахстана или Юго-Востока Украины. Так и живем.