Побывал сегодня на круглом столе ЭИСИ о новом губернаторском корпусе. Много было приведено интересной статистики и исследований. Екатерина Соколова из ЭИСИ рассказала о портрете среднестатистического нового губернатора (а это 45 человек за последний 901 день, когда началось активное их обновление):
- Средний возраст 48 лет (моложе на 12 лет прежнего губернаторского корпуса).
- 75 высших образований на 45 человек. Причём 10 человек получили образование в том числе за рубежом, 6 получили ещё и МВА. Меньше научных степеней.
- Меньше и «варягов» - большинство как-то связано с регионом – рождением там, бизнесом, национальной принадлежностью и т.п.
- Кремль теперь сам, не дожидаясь выборов, убирает слабых кандидатов. Как это было, например, с губернатором Севастополя Меняйло – против которого было 79% жителей региона. Отсюда и рост значимости социологических опросов и исследований в регионах.
Исследования ЭИСИ показали, что в регионах, где появились новые губернаторы, наблюдается большой «прирост довольных» (жителей региона) по сравнению со временем управления прежним губернатором. Например, у Васильева в Дагестане эта цифра +40%, у Овсянникова в Севастополе +32%, у Решетникова в Пермском крае +29% и т.д.
Политолог Пётр Кирьян (Институт региональных проблем):
«Удержится ли губернатор в регионе, сильно зависит теперь от его возможностей договариваться с естественными монополиями и госкорпорациями. Например – с РЖД, о запуске скоростных поездов, электричек. Если этого не удаётся – это кандидат на вылет.
Далее по приоритетности проблемы в регионах – медицина и аварийное жильё. И ещё один тренд последних лет: люди стали чутко реагировать на то, готов ли губернатор (особенно в статусе врио) ехать в «дальние углы» региона, разбираться там в проблемах. Прежние губернаторы чаще ездили в Москву, чем по своим территориям».
Политолог Екатерина Курбангалеева (НИЦ «Особое мнение») отметила 12 трендов у новых губернаторов. Вот наиболее важные из них. Как и Кирьян, она отмечает в числе основных задач новых губернаторов улучшения транспортного сообщения региона с Москвой, другими крупными городами и даже заграницей. Например, глава Бурятии Цыденов добился того, чтобы аэропорт Улан-Удэ стал международным (рейсы из него осуществляются в основном в Китай). Губернатор Псковской области Ведерников смог пробить скоростной поезд «ласточка»» по маршруту Псков-Петербург-Петрозаводск. Губернаторы Ивановской и Нижегородской областей Воскресенский и Никитин в этом году открывают речной маршрут Кинешма – Нижний Новгород. И это только часть транспортных примеров.
Далее – большинство регионов ищет свою новую специализацию. Например, в Ивановской области это появление образовательно-медицинского кластера, в Калининградской – развитие туризма и «музейного квартала».
И почти во всех регионах, где появились новые губернаторы начинают разрабатывать программы городского благоустройства (в какой-то мере по опыту Москвы). Как говорит Курбангалеева, «это объяснимо – все эти губернаторы городские и молодые».
Политолог Олег Матвейчев (ВШЭ) предложил называть новых губернаторов не технократами, как это принято сейчас, а «Прогрессорами, как это видели наши великие писатели-фантасты братья Стругацкие». Ещё одно его предложение – брать пример с образовательных систем англо-саксонских стран, где у учеников воспитывают не только дух, но и тело (в какой-то мере эти наработки уже реализуются в российских школах кадрового резерва для молодых управленцев – от Сколково до РАНХиГС).
Политолог Павел Данилин (Центр политического анализа) напомнил о неуместности называть новых губернаторов молодыми: «Как-то подзабыли, что Борис Немцов стал губернатором в 32 года, а Егор Гайдар врио премьер-министра – в 35 лет. И тогда они не казались молодыми».
(Кратко описал лишь небольшую часть дискуссии, шедшую два часа).