Очень хорошая статья на Коммерсанте о ценовой политике СССР 60-80х гг. Почему-то принято считать, что застойный СССР представлял собой эдакую застывшую во времени Шамбалу, где на протяжении десятилетий не менялось абсолютно ничего. Люди ходили на одну и ту же работу, получали одинаковую зарплату, покупали за одинаковые цены одинаковые продукты, проводили одинаковый досуг и тд. Однако реальность была куда интереснее и страшнее.
В 1969 году, всего через 7 лет после хрущевского «упорядочивания» цен на мясо и молоко, окончившегося трагедией в Новочеркасске и десятками выступлений поменьше, цены буквально на все товары стали вновь расти ускоренными темпами. Причем в ЦК пребывали в искреннем недоумении — никакого решения о повышении цен партия и правительство не принимали. По телеку выступил лично министр торговли СССР А.И. Струев, который обстоятельно заверил население, что никакого повышения цен не будет. Однако цены предательски продолжили расти. В Комитет народного контроля стали стекаться письма трудящихся, охреневающих от цен в столовках: стоимость одной порции в среднем подскочила в два раза.
Начавшаяся проверка установила, что виновным в неожиданном повышении цен оказался… министр торговли СССР А.И. Струев. 18 марта 1968 года он издал приказ о введении нового сборника рецептур во всей системе общественного питания, предусматривающих увеличение норм расхода продуктов при изготовлении пищи. Тем самым он автоматически повысил стоимость конечного продукта (блюда на столе работяги). В итоге Струев отменил свой собственный приказ как ошибочный, однако главное уже было не исправить: веру населения в действия властей. Если власти врут, значит, нужно запасаться впрок. Как следствие, в республиках резко подскочил спрос на продукты, что в свою очередь подкосило и без того хромую на обе ноги систему планового распределения питания. Конечно, по сравнению с современными реалиями советские продукты стоили копейки, однако их удорожание на 30-100% при росте зарплат всего на 5% для и без того небогатого советского народа оказалось неожиданно тяжелым.
https://www.kommersant.ru/doc/3875994