А вот и Коммерсант подтянулся и вбросил с ноги материал по скандалу с учебниками. Напомним, весь срач крутится вокруг эпохального заседания научно-методического совета при Минпросвете РФ от 7 декабря, по итогам которого было принято решение сократить более чем на треть федеральный список школьных учебников. Вице-президент РАН Алексей Хохлов популярно объяснил, каким образом проходила, кхм, «экспертиза» учебников и кто их рецензировал (спойлер - хуй знает).
Тут стоит сделать отступление и пояснить, что это за федеральный перечень (ФП) учебников и зачем он нужен. Де-юре ФП нужен для того, чтобы под видом учебников в школы не попадала всякая антинаучная херота с кучей ошибок. Де-факто ФП давно превратился в инструмент бодания издательств учебной литературы друг с другом, эдакой дубиной, которой, если удачно взяться, можно угрохать особо надоедливого конкурента. Суть проста: если учебник попал в ФП, то все школы страны смогут невозбранно закупать его за счёт бюджетных средств. Если учебник экспертизу не прошел и его исключили из ФП, то бюджетные деньги на закупку таких учебников не выделяются. Если учесть, что абсолютное большинство наших школ существуют (а вернее выживают) на бюджетные подачки, то о закупках учебной литературы из собственного кармана (или карманов родителей) речи идти не может. Кроме того, в ряде регионов прокуратура очень любит доебываться до тех школ, где преподают по неФПшным учебникам. Соответственно, вылет учебника из ФП означает приговор и тихую смерть труда автора. Но и это ещё не всё. Учебники пишутся и издаются в виде т.н линий для начальной (1-4 классы), средней (5-9, 5-7, 7-9, 8-9) и старшей школы (10-11). Нельзя просто так взять и написать учебник по истории за 6 класс, его никто не издаст и не купит. Нужна линия учебной литературы по истории как минимум с 5 по 9 класс, т.е автор должен выдать на гора не один, а целых пять учебников. Так вот, если хоть один из этих пяти учебников выкинут из ФП, то пиздой накроется вся серия. Просто потому что школа не будет закупать линию с 5 по 9 класс, в которой учебник для 8 класса нужно закупать за свои кровные. Да и учитель не сможет и не будет каждый год менять учебник и перестраивать работу с классом. Стоит ли говорить, какие бохатые перспективы открываются приближенным к региональному министерскому телу? Кстати, таким вась-вась подходом грешат нацреспублики Поволжья и Кавказа, где вся деятельность регулируется по звонку уважаемого Алихана Магомедовича и Магомеда Алихановича.
Но вернёмся к экспертизе. Как утверждает Хохлов, академики РАН в экспертизе не участвовали. Со стороны РАО участвовал один академик и два члена-корреспондента, причем идентифицировать удалось только одного: члена-корреспондента РАО Вадима Монахова из Санкт-Петербурга. Он действительно подписал 22 экспертных заключения, то есть 0,66 процента от общего числа почти 3300 подписей, по три на каждую рецензию. Также 13 докторов наук поставили свои подписи под 54 заключениями (это 5%). 54 кандидата наук подписали 17% заключений. Об остальных экспертах известны только фамилии. В общей сложности вся процедура заняла около 1 часа. За этот час ФП «похудел» со 1370 наименований до 863, а рынок учебников оказался окончательно монополизирован издательством «Просвещение», чья доля теперь составила около 70%.
Вопрос здесь, в общем, один: зачем действовать настолько грубо и топорно? У Просвета есть куча достойных учебников, которые при любом раскладе попадут в ФП. Зачем вот это показное и явно натянутое «мы здесь власть»? Получается, кое-кто в Минпросвете одним только фактом проведения этого ублюдочного совета оказал медвежью услугу уважаемому (пока ещё) издательству. Искренне надеемся, что соответствующие выводы будут сделаны и в феврале такая ситуация не повторится.
https://www.kommersant.ru/doc/3833901