Срок проекта.
Вообще Магистрали уже 5 лет (будет завтра), это большой срок и это один из успешных проектов Департамента, в центр города в несколько шагов вернулись нормальные полноценные маршруты и интервалы. Пассажиропоток реально вырос, а там где маршруты М вышли за пределы Садового, они и правда стали альтернативой метро. Реформа других районов столиц затянулась - изначально хотели стартовать почти год назад, но по разным обстоятельствам переносили старт. По мне так это хорошо - проекты таких изменений и должны быть долгими, за это время появились и новые данные (например, те же данные по самокатам или карта Продвижения), вернулись доковидные потоки, подтянулась ИТ часть и так далее. В общем тут все ок.
Команда.
(Я правда не очень знаю, что можно писать, а что нет, тем не менее) На проекте собралась большая и дружная команда, с Алексеем Митяевым как двигателем этой истории. На проект удалось привлечь главных по направлению и в стране и не только (привлекались и работавшие ранее с ДТ международные эксперты). В какой-то момент были встречи и с экспертами и блогерами не во влеченными непосредственно в проект, что надеюсь тоже было полезно. В общем все по канонам и правилам хороших проектов. Из-за плотности работ и высокой нагрузки команде было очень не легко, тем не менее видно что ребята справились с давлением (за что в том числе спасибо и их ПМ - Диане). Главное чтобы запуск первого этапа не стал некой чертой, до которой дотянули на морально-волевых, а дальше будет срыв. В любом случае на сегодня это лучшая команда такого масштаба в отрасли.
Инфраструктура.
Современный общественный транспорт это не просто автобус (пусть даже электробус) это огромный узел из нескольких проектов и систем, каждая из которых идет в своем темпе. Например, понятно, что проектирование и инфраструктура на первом этапе будут отставать от потребностей сети, где-то стройка будет только в следующем году или даже позже. Тут для меня важно насколько проект будет драйвером для изменения подходов к проектированию, как было с первой Магистралью. Приоритет у автобусов должен быть полный и сейчас это уже не просто приоритет на светофоре и выделенки, но и например сквозной проезд хорд, там где перекрестки были закрыты, строительство отдельных эстакад, дорог и подъездов только для автобусов (как бывает для трамваев), перекрытие улиц для движения личного транспорта и так далее. Я к тому, что проект не только про автобусы, но и про ключевой фактор влияния на улицы в целом. У автобусов может получится то, что пока не получается у велосипедов и самокатов. Это отдельный плюс, тут важен вес проекта и его приоритет.
Про все остальное.
Данные и ИТ надеюсь тоже станут двигателем проекта, а не его пятой ногой. Я понимаю что тут мои личные обиды немного мешают объективности, но опять же пример Москвы важен для страны в целом. И как будет реализована работа с данными будет примером и другим городам. Надеюсь подрядчики ЦОДД тут не подведут и будет хорошо, а может быть даже и открыто. Сюда же наладить массовую работу табло прибытий и другие элементы "смарт сити" :)
Красота и пиар вывезли первый проект: карта Кости Коновалова стала символом и брендом, другие элементы бренда, такие как новая нумерация тоже помогли заслужить популярность изменений - тут хочется похожую историю. То, что есть сайт с простыми и четкими текстами и сразу доступна карта новой сети - очень хороший признак. Уверен сбор обратной связи и продвижение пройдут лучше, чем у трамвая. С другой стороны важно не переборщить - как показали опросы цветовое кодирование или сложные правила наименования маршрутов люди пропускают мимо.
Итого.
Коллегам сил и успехов, проделана громадная работа (но это не конец работы, увы). В успех реформы я более чем верю, со стороны ДТ тут сделано почти все, что можно было.