В России нет ни одного стартапа-единорога, свидетельствуют результаты
исследования экспертов Российской кластерной обсерватории (РКО) Института статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) НИУ ВШЭ. После одного названия учреждения уже мало кому хочется сомневаться в качестве исследования и все перепечатывают удручающую новость от светил из недр ВШЭ. Тоска, печаль, пора валить...
В действительности же, какие-то профнепригодные эксперты, коих в принципе большинство среди людей с титулом «эксперт» не проводили никакого исследования, а просто не увидели в базах Crunchbase и CB Insights отечественных единорогов и опубликовали заметку в
иховом блоге, мол дела плохи и надо вкладываться в науку.
Важно, что единорогом они сами называют компанию, которая в течение не более чем десяти лет с момента основания достигла оценки в один миллиард долларов, не прошла первичное размещение на бирже (IPO) и остаётся в собственности своих создателей не менее чем на три четверти. «Эксперты» ВШЭ переосмыслили термин и почему-то решили, что перед тем как что-то назвать единорогом с оценкой в миллиард, надо пробить ещё доли владельцев и возраст компании.
А теперь цитирую этих малахольных: «лидерство Швеции по средней оценочной стоимости единорогов обеспечил финтех-стартап Klarna». Эврика! Кажется, я набрёл на методологическую ошибку в «научном исследовании», ведь Klarna основана в 2006 году. И оказалось, это не единственная ошибка. В публикации упоминаются индонезийские Gojek и Tokopedia, которые тоже старше 10 лет. А по всей базе Crunchbase и CB Insights вы найдёте ещё больше единорогов, не соответствующих определению термина «единорог» по версии ВШЭ.
Но почему тогда Playrix, InDriver, JetBrains или какой-нибудь OCSiAl не посчитали? — Потому, что у них, видите ли, головные офисы не в России зарегистрированы. Удивительно, но по такой же причине многие и Яндекс считают нидерландским. Хотя когда Apple, Google и Facebook были прописаны в Дублине никто никогда не писал про ирландскую технологическую гегемонию и все всегда их ассоциировали только со штатами. Так почему мы сами отторгаем своих же, причём по такому несправедливому принципу?
Возвращаюсь, к работе светил из ВШЭ. Чёрт с ней, с локацией, почему Wildberries или ВкусВилл не посчитали? Первая компания вообще декакорн, обе — в российской юрисдикции. И это реально миллиардные предприятия, а не стартапы с раздутой оценкой под эгидой громких венчурных имён. WeWork, например, по последнему раунду почти в $50 ярдов оценивался и что с того? Перед сорвавшимся выходом на биржу оценка упала в 5 раз.
Так о чём тогда исследование ВШЭ? — Да ни о чём! Это просто субъективная интерпретация данных из Crunchbase и CB Insights. И, пожалуй, самое отвратительное в этой истории — современные принципы журналистики. Какая бы чепуха не была опубликована под лейблом ВШЭ она априори стоит внимания прессы, потому что это бренд ВШЭ. Так появляются заголовки типа «
Единороги обходят Россию стороной» и всё это способствует ухудшению предпринимательских настроений и инвестиционного климата.
А в России единороги есть. Да, их не так много как хотелось бы, но неизвестно сколько молодых крупных компаний отсутствует на радаре лишь по той причине, что они не привлекали венчурный капитал. Зато про какую-нибудь Nikola с нулевой выручкой и многомиллиардной оценкой слышали все. Именно поэтому не нужно сильно переживать за количество единорогов в принципе. В мире сегодня существует множество сугубо номинальных единорогов, рождённых в период эйфории на фондовом рынке.
Нужно просто делать бизнес с прицелом на глобальный рынок. И если вы делаете это хорошо, то Долина сама к вам приедет. Да, именно так, ибо партнёры Accel приезжали в Пермь, чтобы вложить $50 мультов в Miro. Потому что в Miro делают деньги и представители одного из лучших венчурных фондов мира решили, что инвестировать в Miro выгодно. В общем, желаю всем успехов, да таких, чтобы Accel начал разбираться в географии русских деревень!