И вновь фрагмент интереснейшего поста Евгения Тимко про венучрный рынок Японии и Mercari:
«В Японии в последние годы настоящий взлёт стартап культуры. Долгие годы до этого менталитет не позволял японцам покидать престижную работу ради призрачный мечты предпринимателя. Сказался и серьёзный кризис последних десятилетий - современные японцы жили во времена, называемые "Lost 20 Years", когда ВВП страны в основном падал, как и доходы населения.
На рынке VC Японии доминируют корпоративные инвестиции. Если на западе вложения компаний и их венчурных подразделений составляют до четверти рынка, то в Японии их доля иногда превышает 80%. Не удивительно для страны, давшей миру SoftBank с его фондом на $100 млрд (и разговоре о фандрейзе нового, ещё большего, фонда). Правда личный опыт взаимодействия с классическим японскими корпоратами (с красивым местным названием - zaibatsu) - Mitsui и Sumitomo - показывает все сложности развития венчурной культуры в стране. Корпорации, в целом, везде не самые поворотливые животные и редко у кого (точнее, почти ни у кого не) получается эффективно развивать венчурное направление. Но в Японии на это ещё накладывается созерцательный подход сотрудников, которые могут годами вяло рассматривать инвестиции в стартап, оттягивая процесс принятия решения.
Общий объем инвестиций в Японии вырос за последние 5 лет более, чем в 4 раза до $2.5 млрд. Правда это все-равно копейки по сравнению с $70 млрд в США и почти $50 млрд в Китае, но уже достаточно для появления своих юникорнов. В мире священных венчурных животных Япония давно стоит особняком - до недавних пор в стране не было ни одного стартапа с оценкой в $1+ млрд (в мире таких больше 220, в Китае - 60). Но времена меняются. Первой компанией, достигшей заветной оценки в $1 млрд, в 2016 стало приложение C2C классифайда - то бишь, барахолка (японская Юла). Запущенный в Японии 5 лет назад, апп Mercari теперь работает и в США, и в Европе. Из 100 млн. пользователей Mercari на США приходится уже 30% - в какой-то степени уникальное достижение для молодой японской компании.
В Японии у стартапов не особо принято выходить на западные рынки. В третьей экономике мира многим предпринимателям часто хватает собственного рынка, а культурные различия резко увеличивают риски любых попыток международной экспансии. Несмотря на имидж высокотехнологичной страны, Япония уже во многих аспектах цифровизации сильно позади некоторых развитых стран и Китая.
Упала и важность японских технологических компаний на мировой арене - с 1990 года доля японцев в глобальном экспорте электроники снизилась более, чем в два раза до менее 15%. Никто уже не говорит с восхищением о Sony, Panasonic или Sharp. Былые лидеры мира технологий последние годы находятся в свободном падении, сокращают сотрудников, распродают подразделения, закрывают целые направления».
https://www.facebook.com/jenyatim/posts/10157466801814447