В 1990-х после затяжного роста уровень преступности начал падать и продолжает тренд до сих пор. Среди причин этого процесса называют запрет использования тетраэтилсвинца в качестве присадки-антидетонатора для бензина и другие меры по снижению свинцового загрязнения окружающей среды.
Свинец крайне ядовит – говорят, что его «безвредных концентраций в крови не существует», – но вплоть до последней четверти ХХ в. использовался чрезвычайно широко. По данным CDC, в 1980 г. опасные количества свинца выявлялись у 78% населения, хотя к 1994 этот показатель удалось снизить до 2%.
Исследования действительно находят подтверждения этой гипотезе. Отравление может приводить к развитию гиперактивности, трудностей с самоконтролем, агрессивности и т.п. Показана корреляция между контактом со свинцом в раннем возрасте и проблемами с законом – в подростковом.
Злосчастного создателя свинцовых присадок стоит признать косвенно виновным в смертях от последствий хронического отравления, – включая жертв криминальных войн начала 1990-х – Глобуса, Калины, Бобона, всех пацанов. И да, это известный Томас Миджли, изобретатель из Пенсильвании, на совести которого больше трупов, чем у Чингисхана. Будто химик заключил договор с дьяволом, получив возможность сделать несколько важных находок, – одна хлеще другой.
Будучи сотрудником GM, в 1921 г. Миджли обнаружил, что добавление ТЭС в бензин снижает стук двигателя, продлевая срок его службы, и впоследствии годами противостоял активистам, которые указывали на серьезную опасность свинца. Активисты в конце концов победили, Миджли был переведен в отдел разработки холодильников и кондиционеров.
Здесь ему удалось решить проблему взрывоопасности хладагентов, заменив применявшиеся до того аммиак, пропан или оксид серы на фреон. Нетоксичный, инертный газ нашел и другие применения, и за десятилетия массового использования стал накапливаться в стратосфере, вызывая быстрое разрушение озонового слоя.
Перспектива оказаться без защиты от всеуничтожающего солнечного ультрафиолета напугала ученых достаточно сильно для того, чтобы они «продавили» международные запреты на применение фреона – примерно тогда же, когда повсеместно стали запрещаться и свинцовые присадки.
По счастью, еще в 1941 Миджли подцепил полиомиелит и оказался частично парализован, что стимулировало его создать третий и последний шедевр. Хитроумная система рычагов и блоков позволила изобретателю самостоятельно выбираться из кровати и пересаживаться в кресло, чтобы заняться любимой химией.
Впрочем, сделки с дьяволом не доводят до добра, и в 1944 Миджли нашли задушенным в ремнях собственного изобретения. Он оказался живым существом, оказавшим наибольшее влияние на атмосферу нашей планеты за всю ее криминальную историю, – и ему в землю мы сбрасываем последние капли из рюмки, выпив в память Фрола, Авилы, – всех пацанов.
https://goo.gl/kGCeAE