В Москве 81 театр, в который работают почти 11,5 тыс человек. Правительство Москвы выделяет порядка 8,5 млрд рублей. В 2016 году на собрании худруков в Ермоловском театре было объявлено о новой системе финансирования театров. Тогда все выдохнули, потому что не было объявлено о сокращении общей суммы, а была объявлена новая схема для всех московских театров. Не бессмысленная, кстати.
Тогда же , на фоне этого собрания, активно обсуждался неожиданно выплывший факт. Оказалось, что небольшие театры, (и по площади, и по достижениям последних лет) получают из бюджета средств больше , чем популярные у зрителя и критиков театры с большими труппами и зданиями (каким-то образом «Театр Луны» и «Модерн», которые в последнее время посещали только близкие родственники сотрудников, из бюджета получали больше, чем модный «Гоголь-центр» и самый главный театр Москвы им. Пушкина ). Схема финансирования изменилась. Тема вроде как заглохла. Но туча мелких театров, продолжая получать деньги из бюджета, но KPI (КПД то есть) мягко говоря сомнительный.
Объективно говоря, у гос структур позиция чистая. Обещали финансировать и не в творческую составляющую не лезть - не лезут. По творческим достижениям и посещаемости не судят. Только по затратам на зарплаты и коммуналку. А там уж от мастерства директора формировать статьи затрат зависит.
Решительных действий в отношении мелких театров в департаменте культуры Москвы не предвидится. (Если честно, в департаменте, вообще с действиями в адрес театров беда!)
Между тем, в мелких (почти районных театрах) в Москве одномоментно зреет кризис. Что делает департамент культуры? Традиционно - ничего.
Ну, ищут худрука в Театр на Перовской. Правда, зачем и кому нужен этот театр - неизвестно. В маргинальном районе на окраине, с труппой, где прошло разделеление на кланы и где еженедельно случается мордобой между артистами. Не понятно!
Некогда легендарный театр-студия «Человек». Худрук этого театра (руководит со дня основания в 1974г, 1938 года рождения) Людмила Рошкован, к сожалению, давно и тяжело больна. В театре не происходит практически ничего. Мутные не отрегулированные спектакли на аренде, легенды театра-студии еще 90-х. Здание в центре Москвы, между прочим.
Театр на Покровке. Афиши вроде как висят. Но после смерти его создателя и руководителя Сергея Арцибашева в 2015 году, театр существует по инерции. И существует ли?
Театр на Юго-Западе. В свое время легендарный театр Валерия Беляковича. После смерти создателя театра Валерия Беляковича в 2016 (хотя и руководить театром он перестал в 2011) театр внутри стали сотрясать «скандалы-интриги-расследования». Попытка передела власти со страстями почти как во «взрослом» бизнесе. Позиции руководителя Олега Леушева (худрук-артист, исполняющий все главные роли), мягко говоря, не устойчиво.
Театр «Модерн». После увольнения Светланы Враговой, театр с чего-то возглавил клип- и - реклама- мейкер Юрий Грымов. С какого…? Врагова была потерявшей ориентиры в собственном псевдо-величии и банальной жадности руководителем, но хотя бы что-то слыхала о театре. Грымов - вряд ли. Приглашает, вот, критиков-журналистов на показы фрагментов будущего спектакля. С другой стороны, чо? Верен своему жанру.
И это только малая толика! Контроль за этими театрами департамент культуры утратил давно. При этом, по самым скромным расчетам, на эти московские театры (не на театр Пушкина, Таганку и даже Гоголь-центр) тратится около 2-3 ярдов в год! Что там происходит? Кто там работает? На что уходят деньги? Там зрители-то вообще есть?
Ситуация с театром Джигарханяна - это первая ласточка трэша в этом бесконтрольном пространстве! И, кстати, до сих пор ситуацию в этом театре тоже под контроль не взяли! Худрук в возрастных болезнях, директора нет, медийный скандал с Цымбалюк, артисты почти на общественных началах играют спектакли!
Между тем, в Москве до фига интересных бездомных театральных коллективов (одни «брусникинцы» чего стоят!), бесхозн ых режиссеров… Может, как-то напрячься, решить проблему? На фестивалях меда с вареньем долго не проедешь…