Мир стал меньше выпивать. Нет, я серьёзно. Потребление алкоголя снижается не несколько процентов уже два года.
Сократившийся спрос на пиво нанёс основной удар по всей алкогольной промышленности. В США он равномерно снижается уже двадцать лет. Я это связываю со сменой парадигмы – с ящиков светлой бурды здесь перешли на яркие и экспериментальные сорта в маленьких и красочных бутылках.
В Германии был совсем обвал с начала 90-х. Сейчас у немцев наметился легкий рост интереса, но для большого мира он незначителен, да и на экспорт им представить особо нечего – количество маленьких независимых пивоварен там крайне маленькое. Всем заправляют несколько крупных гигантов, которые окучивают Октоберфест.
Китай, Россия и Бразилия – вот драйверы роста пивного рынка современного мира. Все трое ушли в пивной кризис.
Китай совсем не ассоциируется с пивной культурой, но ещё в 2001 году он уделал США по обороту. Теперь китайцы выпивают четверть всего пива в мире. Они, кстати, повторяют американскую траекторию: переходят со светлых одинаковых и дешёвых сортов на портеры и IPA, которые зачастую импортируются.
У пива есть интересная особенность. Чем богаче население страны становится, тем больше его пьют. Хороший пример – Россия девяностых и нулевых. Но, как только достигается определённый хороший уровень потребления, то всё, люди переходят на дорогие пивные сорта и вино, что в общей статистике отражается как падение спроса, если выразить его в литрах.
Вот и мы в США чаще стали смотреть в сторону вина и прочих среднеалкогольных напитков. Ну, а что? Здесь нет никакого перехода на новую ступень потребления. Хорошее пиво к ужину стоит не дешевле бутылочки пино гриджо.