Size: a a a

Цифровой этикет

2017 November 08
Цифровой этикет
Это статья не про цифровой этикет, а про цифровую этику - о том, как в Китае создаётся общенациональная система гражданского рейтинга: что мы покупаем, с кем мы дружим, что мы говорим. Это похоже на антиутопию Оруэлла или на первую серию третьего сезона "Чёрного зеркала". И мне с трудом верится в это. Если вдруг среди вас есть китаисты или люди, знакомые с темой, напишите в личку: действительно ли в Китае разрабатывается такая система всеобщей слежки? https://rb.ru/story/social-credit-score/
источник
2017 November 09
Цифровой этикет
«Вы или «вы» при переписке?

Как обратиться к адресату при переписке, чтобы выразить уважение к нему?

Часто возникают споры насчёт «Вы» и «вы», то есть написания этого местоимения с большой или маленькой буквы.

Я попросила автора канала @gramota объяснить, как все-таки правильно. Вот его ответ:

На наш взгляд, исчерпывающим стоит считать объяснения в «Словаре трудностей русского языка» Д.Э.Розенталя и М.А.Теленковой, а также в книге «Прописная или строчная?» В.В.Лопатина.

С прописной (большой) буквы местоимение Вы  пишется:

- при обращении к одному конкретному (физическому или юридическому) лицу в официальных сообщениях «Поздравляем Вас...»; «Сообщаем Вам...»; «Прошу Вас...»; «Искренне Ваш...»;
- в личных письмах к одному конкретному лицу (факультативное написание, т.е. выбор определяет сам пишущий, выражая или же не выражая вежливое или уважительное отношение к адресату), в том числе и по e-mail.

Во всех остальных случаях используется строчное (с маленькой буквы) написание местоимения вы:

1) при обращении к нескольким лицам в частной и деловой переписке: «Прошу вас, уважаемый Сергей Петрович и Иван Васильевич...»; «Господа, ваше письмо...»;
2) в газетных публикациях, в рекламе;
3) в литературных произведениях (диалог, прямая речь, личное обращение): «...Но пусть она вас больше не тревожит // Я не хочу печалить вас ничем»;
4) при цитировании;
5) при обращении к пользователю на web-странице;
6) если обращение гипотетическое, то и в письме: «Уважаемый коллега! По поводу высказанного вами предположения...».

Подведём итоги. «Вы» с большой буквы стоит писать только при переписке с уважаемым человеком, в официальных сообщениях. Здесь это правило речевого этикета даже не обсуждается. А вот при обычной интернет-переписке ничто не запрещает написать «вы» с маленькой буквы. Зато не будет смотреться так вычурно. Ведь мы проявляем уважение к человеку, уже обращаясь к нему на «вы». К чему лишние условности?

Неуместно «Вы» и в газетных, рекламных публикациях. Поскольку в них идёт обращение к абстрактной группе лиц, то местоимение «вы» пишется с маленькой буквы.
источник
Цифровой этикет
А как вы относитесь к написанию "вы" и "Вы"?
anonymous poll

"Вы" мне кажется слишком нарочитым и неестественным – 267
👍👍👍👍👍👍👍 64%

"вы" мне кажется проявлением неуважения – 93
👍👍 22%

Я не обращаю внимания на написание – 57
👍 14%

👥 417 people voted so far.
источник
2017 November 12
Цифровой этикет
Как за 4 минуты воскресного утра нарушить все правила цифрового этикета сразу
источник
2017 November 15
Цифровой этикет
7 причин не отправлять голосовые сообщения:

1. Получателю неудобно их слушать: рядом могут быть люди, собеседник может быть занят.
2. Поиск по голосовым сообщениям не работает.
3. Если у вас чат на несколько участников, то люди одновременно производят гораздо больше сообщений, чем могут прочитать.
4. В голосовых невозможно скопировать, вставить и переслать только часть сообщения.
5. Если в момент получения голосового сообщения человек смотрит фильм или слушает музыку, то ему придётся остановить воспроизведение.
6. Аудиосообщения весят больше чем текстовые. Если собеседник за городом, в метро или там где плохо ловит интернет, голосовое сообщение будет грузиться гораздо дольше, чем текстовое.
7. Когда мы пишем, то думаем, как сформулировать точнее и лаконичнее. Когда отправляем голосовые, многословие сжирает кучу времени и нашего, и собеседника.

Если очень нужно отправить голосовое, то сначала спросите у получателя, удобно ли ему будет слушать. Берегите друг друга.
#мессенджеры
источник
2017 November 22
Цифровой этикет
Нашла подробное объяснение, почему нельзя говорить вычурное и нелепое выражение "Доброго времени суток" с лингвистической точки зрения. Но гораздо убедительнее здравый смысл, который подсказывает, что в тот момент, когда вы отправляете письмо, у вас за окном совершенно конкретное время суток, поэтому вы смело можете писать  "доброе утро" или "добрый день" и никого не бесить. А вот то самое лингвистическое объяснение: https://t.me/gramota/333
Telegram
Грамотность (русский язык)
#лексика #этикет
Всем привет! Сегодня затронем тему этикета и поговорим об одной распространённой речевой ошибке.

Доброго времени суток

Это приветствие появилось после развития Интернета, то есть в связи с массовым распространением электронной корреспонденции. Ведь такое письмо мы можем получить и прочитать в любое время, а часовые пояса у вас и вашего собеседника могут быть совершенно разными.

Так можно ли его употреблять при переписке? Строгого запрета нет, но и желательной фразу «доброго времени суток» назвать никак нельзя. Звучит вычурно, ещё и два подряд существительных в родительном падеже наводят на мысль о канцелярите. Приветствия регламентируются правилами речевого этикета, согласно которым они употребляются в именительном падеже.«Добрый день!», «Добрый вечер!», «Доброе утро!» и т.д.

Родительный падеж мы чаще используем для прощаний: «Счастливого пути!», «Удачи!», «Счастья вам!», «Спокойной ночи!». В таких случаях мы опускаем глагол «желаю». Теперь ясно, почему «Доброго времени суток!» выбивается…
источник
2017 November 29
Цифровой этикет
СРОЧНО!!!!!!
Правило 37. Не пишите в теме письма СРОЧНО


Во-первых, ваши представления о срочности могут отличаться от срочности вашего собеседника - все живут в разных темпах.

Во-вторых, письма, в которых тема написана капсом с восклицательными знаками, многими почтовыми сервисами распознается как спам.

В-третьих, если у получателя в почте появляется несколько писем "срочно", они все автоматически перестают для него быть срочными.

"СРОЧНО" - это манипуляция.
Вместо этого укажите в письме конкретный дедлайн и аргументированно объясните, почему вашу просьбу нужно выполнить как можно скорее. Если дело действительно очень горит, позвоните.

Не пишите СРОЧНО, берегите друг друга. #почта #правило
источник
2017 December 01
Цифровой этикет
Делитесь ли вы контактами?
Представьте ситуацию: у вас есть два знакомых, которые между собой незнакомы. Один просит контакты другого. Дадите?

С одной стороны, почти все контакты и так есть в открытом доступе. При желании их можно найти в сети или через других общих знакомых.
Но я сталкивалась с ситуациями, когда люди спрашивали разрешение, прежде чем дать контакты. А ведь бывают ситуации, когда неловко беспокоить человека, чтобы спросить, разрешает ли он поделиться своими контактами. Да и по отношению к спрашивающему это не очень-то вежливо - дознаваться, зачем он хочет связаться с вашим знакомым.

А вы даёте контакты своих знакомых? Сейчас сделаю опрос. Если вы знаете какие-то железные аргументы, то сбросьте, пожалуйста, в личку.
источник
Цифровой этикет
А вы даёте контакты своих знакомых?
anonymous poll

Да, но перед этим всегда спрашиваю разрешение – 331
👍👍👍👍👍👍👍 73%

Да, человек сам решит, хочет ли он отвечать – 99
👍👍 22%

Нет, я забочусь о конфиденциальности информации – 26
👍 6%

👥 456 people voted so far.
источник
2017 December 04
Цифровой этикет
Смайлы и знаки препинания

Я решила разобраться в том, как правильно сочетать смайлы и знаки препинания. Нашла 3 (три!) версии:

1. Артемий Лебедев: смайлик отделяется от слова пробелом, знак препинания от смайла не отделяется. Если в конце стоит точка, то смайл ее поглощает.
- ставим смайлик :)
- ставим смайлик :)?

2. Максим Ильяхов и Михаил Боде: смайлик отбивается пробелом от последнего слова, при столкновении смайла с точкой он её поглощает и заменяет; от вопросительного или восклицательного знака отдеяется пробелом.
- ставим смайлик :)
- ставим смайлик? :)

3. @popravilam: в конце предложения - точка или любой знак препинания, пробел, а потом смайлик. После смайла - пробел и продолжаем текст с большой буквы.
- ставим смайлик. :)
- ставим смайлик? :)

Если честно, я так и не решила, как правильно. Задумалась об этом благодаря каналу https://t.me/popravilam/. Там вообще разбирается много спорных моментов в орфографии, пунктуации и грамматике русского языка. Советую.
источник
2017 December 06
Цифровой этикет
Что делать, если вы сначала написали, а потом подумали?

Если вы отправили кому-то сообщение, а потом передумали, то фэйсбук услужливо предлагает удалить сообщение. Кажется: вот оно спасение! Но не верьте коварному фэйсбуку: он удалит сообщение только из вашего мессенджера, а собеседник по-прежнему будет его видеть.

ВКонтакте анонсировал возможность исправлять отправленные сообщения. Однако функция полноценно работает только на десктопе. В старой версии приложения, если вы удалите отправленное сообщение, то, как и в фэйсбуке, оно удалится только с вашей страницы.

Ужасное коварство! Но предупреждён - значит, вооружён. Берегите друг друга.
#соцсети #лайфхак
источник
2017 December 08
Цифровой этикет
Правило 38. В общении с иностранцами не заменяйте смайлы на скобочки.

В рунете каждый понимает, что означают скобочки:
) - доброжелательная точка
)) - улыбка
))) - смех
)))))))) - у вас заело кнопку со скобочкой.

Так делают, чтобы сэкономить время и чтобы не позволить мессенджеру автоматически заменить ваш смайл на эмоджи, который выглядит слишком неофициально и эмоционально.

Однако иностранцы к этому не привыкли и зачастую думают, что это опечатка. Если не хотите попасть в неловкую ситуацию, то не используйте скобочки вместо смайлов, пока не увидите, что ваш собеседник тоже так делает.

Вот тут статья иностранного журналиста о наших скобочках
А вот тут российские пользователи рассказывают про реакцию иностранцев на скобки
#соцсети #почта #правило
Берегите друг друга
источник
2017 December 09
Цифровой этикет
Понеслось! Что ж мы друг друга не жалеем совсем?! #мессенджеры
источник
2017 December 11
Цифровой этикет
Про цифровой этикет в телеграм-каналах

Почему люди отписываются от каналов в телеграме?
Я специально (героически!) наблюдаю в телеграме за каналами, от которых все отписываются, и составила список самых распространённых причин:

1. Первых 200 подписчиков авторы каналов сами добавили из своего списка контактов. Эти люди не мотивированы на чтение канала и легче всех отписываются.

2. Описание канала оказалось гораздо интереснее его контента. Люди покупаются на оригинальное описание, а в итоге получают унылые копипасты из википедии.

3. Слишком частые посты. Каналы, в которых более 4 постов в сутки, очень часто воспринимаются как навязчивые. Когда контента становится слишком много, от него отписываются

4. Слишком редкие посты. Если канал обновляется редко, то он уходит в самый низ списка контактов. Из вялых каналов люди уходят.

5. Ночные посты. Если подписчик не поставил mute, то ему приходят уведомления о новых постах. Нужно слишком сильно любить канал, чтобы не отписаться, после того, как он вас разбудит.

6. Смена темы или формата. Если пользователи подписывались на канал с интересными статьями о саморазвитии, а теперь в нем пишут исключительно про биткоины, то, скорее всего канал ожидает массовый отток читателей.

7. Реклама. Если на канале появляется жирная реклама без специальной пометки, то пользователи это чувствуют и уходят толпами.

Если вы ничего из перечисленного не делали, то совершенно нормально, что люди приходят и уходят: кого-то перестала интересовать тема, кто-то переходит на другие площадки, кто-то не нашёл кнопку mute и старается избавиться вообще от всех раздражителей. Нужно просто продолжать писать.

Кстати, на этом канале уже 900 подписчиков. И я каждый раз удивляюсь и радуюсь, что вы от меня до сих пор не отписались и терпите мой нравоучительный тон. Очень вас благодарю!
#телеграм
источник
2017 December 13
Цифровой этикет
Говорят, называть файл "final" - плохая примета
источник
2017 December 15
Цифровой этикет
Правило 39. После отправки письма не пишите сообщение "я отправил письмо"

...если вы, конечно, не отправляли его почтой России.

Мой коллега сразу после отправки емэйла пишет мне в мессенджер о том, что письмо отправлено. И дополнительно для верности - ещё смску.

Почтовый ящик сам пришлёт уведомление о новом письме, не надо отправлять лишние сообщения.

Если ваше письмо срочное и вы собираетесь поторапливать собеседника через мессенджер, то лучше сразу написать в мессенджер или позвонить.
Если дело несрочное, то в письме обозначьте, до какого времени вам нужен ответ. И начинайте звонить и отправлять сообщения лишь после того, как срок вышел.

Время, которое человек тратит, чтобы ответить на ваши сообщения, он мог использовать для выполнения вашей просьбы и ответа на письмо.

Бывают исключения. Но все письма дублировать смской точно не нужно. #почта #мессенджеры #правило
источник
2017 December 18
Цифровой этикет
Сколько вы готовы ждать ответа на письмо?

Я бы хотела дать рекомендацию о том, как быстро нужно отвечать на письма, но поняла, что будет полезнее, если вы сами ответите на этот вопрос. А результаты голосования покажут общую температуру по больнице. Давайте попробуем.
Сейчас будет опрос.
#почта
источник
Цифровой этикет
Итак, если вопрос не срочный, как долго вы готовы ждать ответа на письмо, не отправляя дополнительных напоминаний?
anonymous poll

Двое-трое суток – 267
👍👍👍👍👍👍👍 43%

Сутки – 209
👍👍👍👍👍 34%

Неделю – 69
👍👍 11%

До конца рабочего дня – 61
👍👍 10%

Не больше трёх часов – 7
▫️ 1%

Не больше часа – 6
▫️ 1%

👥 619 people voted so far.
источник
2017 December 20
Цифровой этикет
Мне много про такое рассказывали, но вот наконец и я получила письмо, в теме которого написано одно слово "Здравствуйте".  В следующий раз, наверное, мне придёт письмо "До свиданья". Не делайте так, пожалуйста, берегите друг друга.
источник
2017 December 22
Цифровой этикет
Ведь есть же ещё люди, которые думают, что такие методы помогают побеждать в голосованиях. Не делайте так никогда, пожалуйста!
источник