Как проверить дражайшую половину на неверность.
Дорогие друзья, после некоторого перерыва, связанного с праздниками светскими и духовными, мы опять приникаем к чистому источнику нашей Торы – на этот раз, к главе "Насо", которую будем изучать на этой неделе.
В главе Насо описан изумительный обряд (Бамидбар 5:11-31) – проверка жены на неверность "горькой водой" (т.н. "сота"). Суть его состоит в том, что если свидетель не застал женушку на месте преступления, но вы подозреваете ее в измене, то вы ее ведете к священнику, и он производит над ней определенные магические действия, в т.ч.: собирает пыль с пола святилища, смешивает с водой, стряхивает туда пыль с пергамента от стертых записей ее грехов и дает выпить несчастной эту смесь. Если она согрешила и нагло вас обманула, то адская смесь окажет на нее разные физиологические эффекты, которые довольно неприятны, и мы их описывать не будем. В итоге вы узнаете, есть ли у вас рога или нет. Все это будет действовать, впрочем, при условии, что вы сами в этом плане безупречны, т.е. не нарушили сложных законов еврейской сексуальной этики, которые мы перечислять не будем: это условие через полторы тысячи лет добавили мудрецы Талмуда (Сота 29а), хотя сами они все эти законы возводят к Синаю.
Но как вы понимаете, наши мудрецы в этой любопытной процедуре усмотрели множество возможных любопытных нюансов. К примеру, женщина выпила адскую смесь, признана невиновной, принесла благодарственную жертву, которую Бог благосклонно принял, а тут вдруг заявляется свидетель, и говорит, что застукал ее на месте преступления. Так вот, мудрецы постановили, что жертва благодарственная от распутницы все равно принимается. Но р. Рава поинтересовался: как это?! Рабби Йехуда из Дискарты нашел логичное и изящное объяснение: жена прелюбодействовала уже непосредственно в Храме, прямо в ходе самого испытания, после обвинений мужа – именно там ее застукал свидетель! Поэтому жертва относится к предшествующему времени и принята. Но как же она могла там прелюбодействовать, удивился рабби Мешаршейя: ведь ее же охраняли молодые служители, не оставляя ни на минуту?! На что рабби Йехуда резонно предположил: она прелюбодействовала с одним из этих служителей. Рабби Аши предложил иную версию: она отпросилась по нужде и прелюбодействовала в туалете, куда священники, естественно, не проникли (Сота 6б). В общем, жена показала себя настоящей женщиной, просто секс-бомбой.
Впрочем, дорогие женщины, на всякий случай – если муж подозревает вас в измене путем альтернативного секса или с животным, то вас не могут подвергать этой страшной проверке!! Так полагают рав Шешет, рав Рава, рав Папа и рав Абайе, каждый рассматривая свой, альтернативный вариант секса (Сота 26б).
Впрочем, вас вообще уже не могут подвергать этой процедуре: в 1 в. новой эры рабби Йоханан бен-Закхай ее отменил (Сота 47а). Академические исследователи-безбожники считают, что просто минула эпоха этого диковатого языческого ритуала, он и отмер. Но наши мудрецы привели вполне традиционное объяснение, в духе известной максимы "все мужики – козлы": количество прелюбодеев настолько умножилось, что женщин стало просто бессмысленно проверять. И надо отметить, их заключение представляется в высшей степени актуальным и по сегодняшний день.
До следующих встреч, дорогие друзья!
Иллюстрация: священник проверяет женщину на неверность.