Четвертая симфония Роберта Шумана. Одним только номером она может ввести вас в заблуждение, потому что на самом деле она вторая. Первоначальная редакция произведения была написана несколькими месяцами позже после премьеры Первой симфонии в 1841 г., но из-за новаторской структуры ре-минорной симфонии (2-й, т. е. 4-й) премьера прошла не так успешно, как хотелось бы. Позже, спустя 10 лет, Шуман перепишет оркестровку и опубликует сочинение уже под 4-м номером.
Сложность симфонии заключалась в том, что здесь все четыре части сплетены в единую драматургическую линию. Вся симфония, в некотором смысле, – это драматическое развитие первой части. Да, сейчас вы скажете: «А ч0 такого?», но для первой половины XIX века такое решение – новаторское, а посему и не совсем понятное современникам. Особенно, когда уже существовал симфонический эталон, казалось бы непоколебимый, в лице произведений Бетховена.
Оригинальная версия симфонии значительно короче, в основном потому, что при пересмотре работы Шуман добавил некоторые повторения первой и последней частей, переписал переходы от медленного введения в аллегро, а также между скерцо и финалом, используя основную тему первого фрагмента в качестве связующего мотива. Таким образом, произведение стало более связным с тематической точки зрения, и больше подходящим под традиции эпохи романтизма.
В этом наблюдаются как потери, так и выгоды. Возьмем, к примеру, начало финального фрагмента. В новой редакции вступление финала начинается с драматического вдоха, который предвещает яркую кульминацию. В оригинальной же версии, медленное введение плавно переходит в быструю основную тему. Благодаря пересмотру концепции, финал стал более ясным и логичным. С другой стороны, новая редакция потеряла ту радостную спонтанность, которая была в оригинале.
Это захватывающая работа. Все эти периферийные музыкальные связи придают симфонии загадочность какого-то пазла или изобразительных работ художника Эшера. Темы симфонии призваны разжечь волнение и оставить слушателя в состоянии сновидения, где все сплетается в единую, но не совсем понятную картину. Другой интересной особенностью я бы назвал постоянно вторгающиеся зловещие мотивы, прерывающиеся судорожными переходами в радостные темы. Музыка, скажем, не совсем психически стабильна, она биполярна, с регулярными перепадами, от волнительных настроений к безудержному ликованию. Возможно, здесь можно услышать проявление первых признаков расстройства личности самого Роберта Шумана.
Публикуем две редакции, 1841 и 1851 годов. #Шуман