1. Оцените итоги совещания. Оправдались ли ожидания? Удалось ли донести позицию?
По итогам совещания можно сказать что тактическая цель достигнута. Все обменялись мнениями, в итоге было принято решение велосипедные полосы не трогать. В принципе, сам ход совещания и его итоги для меня были ожидаемы. Но меня смущает то, что совещание прошло неконструктивно. Оно было анонсировано как рабочая группа, но никакой работы не велось, практически отсутствовала модерация. Большая часть аудитории проявила сдержанность, и это помогло избежать балагана, но организация дискуссии была очень слабой. Стратегическая задача улучшить отношение к развитию велоинфраструктуры и вовлечь жителей в диалог, на мой взгляд, была провалена.
2. Насколько были грамотны в вопросе оппоненты, или их аргументы скорее эмоциональны и шаблонны? Какие моменты в аргументации наиболее слабы, а какие действительно серьезны для полосы?
Да, со стороны противников велополосы было много эмоций, хотя были и некоторые попытки привести аргументы (исследование интенсивности, опрос жителей). Наталия Владимировна Астахова инициировала это собрание по просьбе группы недовольных жителей и представляла их мнение, при этом, в начале апеллировала к науке, хотя описанные ей исследования всё же нельзя назвать научными. К сожалению, в процессе дискуссии возобладали эмоции, Наталия Владимировна бурно комментировала выступления других ораторов. Чёткой причины, по которой нужно убирать велополосу, названо так и не было, как и не были озвучены проблемы, которые таким образом предлагается решить. Всё свелось к тому, что велополоса якобы "не нужна, по ней никто не ездит", и в этом, дескать, вся беда. Представителем турбизнеса была озвучена проблема с высадкой туристов из туристических автобусов, и тут уже все согласились, что это действительно то, что требует проработки.
Со стороны "защитников" велополосы были перечислены разные аргументы: о том, что первоначальное решение принималось жителями, участвовавшими в проекте Твой Бюджет, о том, что многие жители поддерживают создание велоинфраструктуры, что создание велосипедной полосы вместе с запретом парковки по одной стороне улучшило условия движения для всего транспорта, о том, что ездить по полосе всё же безопаснее, чем без неё, о том, что проблема нехватки парковочных мест центре города решается только с помощью её администрирования на платной основе.
Был достигнут определённый консенсус в плане того, что велополосы в данный момент недостаточно безопасны и требуют усовершенствования. В общем, были точки соприкосновения, но всё же, при этом, все остались при своём. Позиция "защитников" мне показалась довольно напористой и даже в какой-то момент немного агрессивной. В конце представители КРТИ резюмировали, что велоинфраструктура создается согласно утверждённым стратегическим документам, и это решение пересмотру не подлежит. Была зафиксирована необходимость проведения исследований, но каких именно, и с какой целью - не было уточнено.
Если честно, мне немного обидно, что не удалось построить более конструктивный диалог и совместно выработать какие-то решения (ведь точки соприкосновения были). По сути, претензии, озвученные Астаховой, были просто жёстко задавлены и отклонены.
3. Оцените угрозу для полосы в ближайшей перспективе.
Будет ли Астахова с единомышленниками продолжать бороться или остановится на этом - не знаю, но подозреваю, что эти люди остались недовольны данной встречей и могут попытаться снова поднять этот вопрос. Пикантность ситуации добавляет то, что Наталия Владимировна является предствителем партии Единая Россия, а ярые сторонники развития велоинфраструктуры в основном представляют оппозиционные партии...
Политическая ситуация в транспортном блоке Петербурга сейчас довольно шаткая, и решения могут меняться внезапно вместе со сменой руководителей. Но пока, на сегодняшний день, позиция города всё же довольно чёткая: велосипедный транспорт будет развиваться, велоинфраструктура демонтироваться не будет. Вопрос лишь в том, как сделать её качественной и избежать конфликтов интересов. С этим ещё предстоит большая работа.