Size: a a a

Капитан Арктика

2020 May 20
Капитан Арктика
Ещё один "главный по Арктике"

Тов. Панов, бывший мэр Н.Новгорода, а ныне советник гендиректора Росатома и одновременно спецпредставитель корпорации по развитию Арктики вышел на работу.

Аппарат, который будет обслуживать нового функционера определили в Дирекцию СМП к Рукше, увеличив при этом штат.

На сегодняшний день о его деятельности известно только то, что он активно знакомится с профильными органами власти, при каждом удобном случае козыряя близкими отношениями с тов. Трутневым и тов. Лихачевым
источник
Капитан Арктика
Дальневосточная рыба и СМП

История старая, обсуждается уже не первый год. Вот теперь и президента подключили. Губернатор Камчатки тов. Солодов обеспечил себе дополнительный пиар, а к СМП опять привлекли внимание. Тов. Лихачёв пообещал всего 1 рубль надбавки на стоимость килограмма рыбы при его перевозке лихтеровозом «Севморпуть».

История понятна. Каждый год идёт бодание рыбаков с железнодорожниками, и как аргумент для снижения цены рыбаки каждый раз используют Росатом с их лихтеровозом. Несколько партий рыбы «Севморпуть» забирает, эта история пиарится, а далее основные объемы идут по жд.

Несмотря на все заклинания, экономика доставки рыбы по СМП пока не очень складывается, и тому есть несколько причин.
- Если порт разгрузки — Мурманск или Архангельск, то надо плюсовать железнодорожную стоимость доставки этой рыбы от этих городов.
- Если выгрузка в Питере, то основная масса рыбы, конечно, потребляется в агломерации. Но тут вопрос другой — обратная загрузка. Нет достаточного количества грузов, чтобы заполнить целый лихтеровоз, и поэтому рейс для Росатома становится весьма убыточен.
- Основные потребители рыбы всё-таки не в Питере, а это значит, что опять всё упирается в доставку.

Итого: возить рыбу дёшево по СМП можно, только если Росатом это будет делать себе в убыток.
источник
2020 May 21
Капитан Арктика
Эвенки на разрыв


Арктическая зона продолжает наползать на страну. Ну, не в климатическом, а в административном смысле.

Теперь в изобильную льготами и государевым вниманием, хайповую и потенциально денежную АЗРФ включают несколько районов севера Красноярского края. Таким образом в зоне окажется большая часть территории бывшей Эвенкии, упразднённой несколько лет назад.

Это у нас такой территориальный менеджмент, 80-го уровня, не иначе. Ненцев объединить с коми, эвенков разделить.

Что будет с остальной частью? Очевидно, в будущем тоже станет проситься в состав Арктики.  Не прозябать же на правах бедных родственников. Заодно и воссоединение разъединенного народа можно будет провести.
источник
Капитан Арктика
DP.RU продолжает цикл экспертных опросов отраслевых Telegram-каналов в рамках специального проекта «Экономика. Перезагрузка и контуры будущего»

DP.RU продолжает цикл экспертных опросов отраслевых Telegram-каналов в рамках специального проекта «Экономика. Перезагрузка и контуры будущего»

Сегодня обсудили стратегию развития Арктики вместе с Telegram-каналом «Капитан Арктика». Часть 1

- До кризиса Арктика была в федеральном ТОПе. Кризис это поменяет?

- На больших арктических проектах нет случайных игроков, случай с Босовым ( ВостокУголь, прим. ред.) тому свежее подтверждение. Все они так или иначе связаны с государством и бюджетом — пользуются значительными преференциями и/или находятся в госсобственности. Под сурдинку развития Арктики, «войны за рынки» и т.д. деньги и льготы на эти проекты всегда найдутся независимо от экономической конъюнктуры. Поэтому запускаться они будут, пусть, возможно, и с некоторой коррекцией по срокам.

- Что дает слияние АО и НАО?

- Сложный вопрос. В теории, если подходить к делу максимально добросовестно, если инвестировать (не только и не столько деньги, сколько мозги и усилия) в это объединение, то может получиться интересно. Может возникнуть эдакий большой арктический регион с развитой сырьевой (нефтегазовой), транспортной и промышленной составляющей. Но это в теории — то есть, например, в случае целенаправленного выхода на транспортную связанность внутри будущего Большого Поморья. А пока у НАО и дороги на будущую столицу нет. Ну и добросовестность с мозгами не гарантированы.

История с НАО и АО интересна тем, что вот прямо однозначного желания объединяться нет. В НАО сильно низовое недовольство — местные просто не видят экономического смысла в этом союзе, боятся проседания уровня жизни. Ненцы теряют один из двух своих субъектов, и это на фоне того, что будущее ЯНАО также туманно. Поэтому некоторые «зерна гнева» имеются. На протестной поляне будет пастись системная оппозиция (КПРФ) и ряд других формальных и неформальных игроков, подсуетится и заграница. Но «восстания» не будет — системные элиты демонстрируют одобрение.

- Можно ли считать ТОР «Столица Арктики» политическим и экономическим усилением Мурманской области?

- Бесспорно. Даже в условиях, когда бюджетные платежи заведомо срезаны, любая крупная (а именно такая и ожидается) экономическая активность в регионе дает какие-то позитивные эффекты — вокруг больших проектов плодятся бизнесы поменьше, от них так или иначе кормится некая часть населения. Наличие в портфолио региона такого актива, как несколько значительных проектов, вплетенных в экономическую систему страны, повышает его статус в терминах и АЗ РФ, и России в целом.

Другое дело, что присутствие крупных игроков может быть и токсичным. Например, за нашими мейджорами водится привычка не искать местные трудовые ресурсы, а импортировать их. Причины — «привозным» не надо платить «полярки», у них нет местных связей, а значит, они не смогут создать политических проблем на местах. А это — огромные деньги мимо региона и отсутствие перспектив для местных и продолжение тенденции на отток населения.

Во второй части интервью Telegram-канал «Капитан Арктика» расскажет о судьбе стратегии развития Арктики и о роли Петербурга в арктической повестке.
источник
Капитан Арктика
Часть 2 интервью с Telegram-каналом «Капитан Арктика»

- Судьба стратегии развития Арктики до 2035 года?

- Судьба — обычная, как и у прочих документов такого плана. Это прежде всего бюрократическая бумага, в основном фиксирующая тот набор трендов, который уже есть, по принципу «расширить и углубить». Она четко привязана к основной установке — заполучить в Арктике эдакие «Ледяные Эмираты», работающие по принципу «качай и вези». При этом в ней катастрофически не хватает того, ради чего такие документы и должны писаться — собственно, стратегии. Она в текущем виде больше похожа на госпрограмму (которую скоро тоже будут писать), чем на стратегию. Поэтому — принять ее примут, а в жизни, как всегда, будут действовать по обстоятельствам.

- Судьба Севморпути в кризис?

- Как ни смешно, самая визионерская часть стратегии одновременно является и наименее реалистичной. Тов. Крутиков ввел в документ понятие СМТК — Северного морского транспортного коридора. Это такой «СМП плюс», расширенный до Мурманска на Западе и Сахалина на Востоке, заточенный не только под внутренние, но и транзитные нужды (ради чего в Стратегии предусмотрено создание контейнерного оператора). Ну то есть тот самый пресловутый Второй Суэц. Но мы считаем, что эта тема не взлетит — нет для нее ни внутренних, ни внешних условий, по крайней мере пока.

СМП у нас должен играть другую роль. Это такой транспортно-логистический стержень, позволяющий функционировать АЗ РФ и объединяющий ее регионы в условное целое. Это снабжение Северов и экспорт добытого за пределы Заполярья. СМП — это наша внутренняя история, и исходя именно из такого понимания его и надо развивать.

- Перспективы крупных транспортных проектов во время кризиса: Белкомур, Индига, Порт в Архангельске, Северный широтный ход, Северный транспортный коридор?

- Независимо от кризиса, Белкомур - мёртв. Индига - малореализуемый проект в силу отсутствия и грузопотока, и дорог. Порт в Архангельске - нет грузов и нет заинтересованности, СШХ будет реализован, но с отставанием от сроков, Северный транспортный коридор, как транзитная артерия - нет, как рабочий инструмент для достижения 80 млн тонн к 2024 году - да.

- Роль и место Санкт-Петербурга в Арктической повестке?

- Мы одни из последовательных критиков арктических потугов питерской власти. Но критика эта обусловлена бестолковостью ее усилий на этом направлении, а не их целесообразностью вообще. Петербург традиционно связан с Арктикой и ее освоением: именно здесь находится крупный научный, образовательный и промышленный (судостроительный, в первую очередь) центр, обслуживающий наше присутствие в Заполярье. Надо сохранять и развивать эту роль. И еще один аспект. По арктической теме России остро не хватает стратегического видения. Его нет ни на местах, ни в столице, во всех смыслах далекой от АЗ РФ и ее проблем. Может, Питер способен предложить такое видение?

#проект #Арктика #опрос

@dprunews
источник
Капитан Арктика
Друзья, коллеги! От всей души поздравляем с Днем полярника всех причастных. Желаем крепкого северного здоровья, долгих лет жизни, новых высот в изучении и освоении Арктики!
источник
2020 May 23
Капитан Арктика
Дальневосточная рыба и СМП: 2 серия


Как мы неоднократно говорили, вроде как хорошая идея отправлять дальневосточную рыбу в европейскую часть России упирается в несколько проблем, ключевой из которых является обратная загрузка. Развитие страны достигло таких высот, что в стране нет конкурентной промпродукции, которую можно было бы в достаточном количестве выслать морем на Дальний Восток, создав экономическую целесообразность для рейсов с рыбой. В противном же случае все это банально нерентабельно.

Однако поручение президента проработать этот вопрос налицо, поэтому причастные ищут и предлагают варианты.

Согласно озвученной сегодня рабочей версии, под данную схему могут быть подставлены костыли, в целом снимающие ряд вопросов. Например, часть расходов на ледокольную проводку может взять на себя государство, тогда как консолидация грузов поможет снизить затраты. Однако обратная загрузка как была, так и остается проблемой: субсидии-то можно дать хоть завтра, а вот продвинутая индустрия, способная создавать продукцию, интересную Дальнему Востоку, по мановению руки в европейской части РФ не появится. Поэтому доходит до того, что из Архангельской области предлагается возить... изделия из древесины (в XXI веке, атомным контейнеровозом).

Отчасти могут выручить Норникель и Русал — им предлагается дозагрузить обратный рейс своими метизами. Но на вопрос: «а где остальная промышленность?» ответа как не было, так и нет.

https://t.me/caparctic/994
Telegram
Капитан Арктика
Дальневосточная рыба и СМП

История старая, обсуждается уже не первый год. Вот теперь и президента подключили. Губернатор Камчатки тов. Солодов обеспечил себе дополнительный пиар, а к СМП опять привлекли внимание. Тов. Лихачёв пообещал всего 1 рубль надбавки на стоимость килограмма рыбы при его перевозке лихтеровозом «Севморпуть».

История понятна. Каждый год идёт бодание рыбаков с железнодорожниками, и как аргумент для снижения цены рыбаки каждый раз используют Росатом с их лихтеровозом. Несколько партий рыбы «Севморпуть» забирает, эта история пиарится, а далее основные объемы идут по жд.

Несмотря на все заклинания, экономика доставки рыбы по СМП пока не очень складывается, и тому есть несколько причин.
- Если порт разгрузки — Мурманск или Архангельск, то надо плюсовать железнодорожную стоимость доставки этой рыбы от этих городов.
- Если выгрузка в Питере, то основная масса рыбы, конечно, потребляется в агломерации. Но тут вопрос другой — обратная загрузка. Нет достаточного количества грузов, чтобы заполнить…
источник
2020 May 24
Капитан Арктика
Люди на полюсе: первые шаги (ч. 3)


Трагическая судьба «Жанетты» подсказала интересную мысль. А что если... просто повторить все, что делал ее экипаж, только вместо неприспособленного к Арктике барка вморозить в лед судно покрепче, а уж трансполярное течение само принесет его к полюсу? И пришла эта мысль в голову никому иному, как великому Фритьофу Нансену.

Сказано — сделано. По задумке Нансена было построено специальное судно — парусно-моторная шхуна «Фрам», которая должна была выдержать давление льда. «Фрам» стартовал от Новосибирских островов (где наши, горячо поддержав экспедицию, загодя заготовили для него припасы) в 1893 году. Однако арктическая практика в который раз побила теорию: к следующему году стало ясно, что к полюсу шхуну не прибьет, и Нансен решил пойти туда на упряжках. Высшей отметкой экспедиции стали координаты 86°13'36'' с.ш. — коварный полюс, лежавший на расстоянии 400 километров от выдохшейся группы, все не давался. Тем не менее, в научном и организационном плане это был огромный успех: было установлено, что никаких новых материков на Севере нет, описано явление «мертвой воды», сформулированы знаменитые «правила Нансена», а нансеновские наработки по проведению экспедиций стали хрестоматийными. Благодаря продуманной организации, впервые в XIX веке по итогам полярной экспедиции обошлось без человеческих жертв и случаев цинги.

Рекорд Нансена был побит уже 25 апреля 1900 года — итальянская экспедиция герцога Абруццкого взяла планку 86°34' с.ш., подобравшись к полюсу еще почти на полсотни километров ближе. И хотя итальянцы понесли потери в людях (погибли трое участников похода, а сам герцог лишился нескольких пальцев из-за обморожения), их результат привлек всеобщее внимание хотя бы потому, что достался неприспособленным южанам без сколько-нибудь выдающегося полярного опыта, применившим передовые подходы в области снабжения и не поскупившимся на ездовых собак.

Американцы не отставали от европейских коллег. В 1901 году полюса попыталась достичь экспедиция Болдвина, профинансированная американским промышленником Циглером, но из-за неурядиц в команде она сорвалась. Неудача подстерегла и следующий поход, спонсированный эксцентричным олигархом, стартовавший в 1903 году из Норвегии. Яхта, на которой следовали полярники, была раздавлена льдами в районе Земли Франца-Иосифа, из-за чего им пришлось провести на архипелаге две зимовки. И хотя они не оставляли попыток дойти до полюса, из-за неблагоприятных условий им не удалось добраться туда ни в 1904, ни в 1905 годах. Рекордов при этом они тоже не установили. Тем не менее, покорение полюса, как ни крути, становилось вопросом времени.

Все говорило о том, что переломный момент не за горами. Человек подбирался к доселе недостижимому Северному полюсу все ближе с каждой новой экспедицией. Было уже примерно ясно, какими маршрутами туда можно пройти, как выстроить логистику и как организовать предприятие так, чтобы оно наконец-то увенчалось успехом. На кону были огромные деньги (например, американский бизнесмен М. Джессуп завещал выплатить первому человеку на полюсе 40 тыс. долларов), международный престиж и сумасшедшая слава. Интрига была в одном: кому именно из первопроходцев удастся сделать этот самый решающий рывок?

https://t.me/caparctic/970
Telegram
Капитан Арктика
Люди на полюсе: первые шаги (ч. 2)

Капитан Арктика продолжает свою серию постов о большой гонке к полюсу

...Инициатором нового подхода, который сулил интересные перспективы в деле достижения Северного полюса, можно считать британского морского офицера и почетного члена РАН Вильяма Парри, экспедиция которого наконец-то позволила добиться важного (хотя и не решающего) прорыва.

Кому принадлежит сама идея — неизвестно, но реализовал ее на практике именно этот английский мореплаватель. Заключалась она в том, чтобы довезти людей до района многолетних (они же паковые) льдов, по которым экспедиция могла бы выйти к полюсу пешим порядком. Необходимые полярникам предметы снабжения должны были перевозиться санями, запряженными самими членами экспедиции. В июле 1827 года группа Парри достигла 82°45' с.ш., тем самым установив новый рекорд. Наработки Парри легли в основу идеологии подготовки многих последующих экспедиций, а его рекорд оставался небитым чуть более полусотни лет.

Выдвигался Парри со Шпицбергена, и это стало…
источник
2020 May 25
Капитан Арктика
Издержки сырьевой парадигмы


Вопрос с дальневосточной рыбой и обратной загрузкой контейнеровоза, который доставит ее в европейскую часть РФ по СМП, рельефно обнажил одну крайне неприятную и болезненную реалию.

Заключается она в том, что у страны с простым, сырьевым типом экономики, какой бы большой она ни была и каким бы ВВП ни обладала, объективно отсутствует единый народнохозяйственный комплекс. Скрепы, держащие регионы вместе, носят оборонный, политический, административный, бюджетно-финансовый, отчасти — транспортно-логистический, культурный характер, но экономика не является одной из них.

Близкие регионы чаще всего вовлечены в какие-то формы кооперации, в основном связанные с цепочками производства-потребления еды, добычей сырья и его первичной переработкой, с очаговым производством. Однако в более широком, национальном, масштабе кооперация играет плохо. Более сложная продукция приходит из-за рубежа, из-за чего экспортирующие сырье регионы вступают в трансграничный обмен, экономически привязываясь к иностранным хозяйственным комплексам, а не к отечественным центрам развития.

Один из рисков нашей нынешней парадигмы освоения Арктики — ее прочная завязка на Юго-Восточную Азию и в частности на Китай. Туда идет сырье, оттуда — почти вся продукция высоких переделов (техника, товары народного потребления) и «умная» рабочая сила. А это — выпадение из единого экономического контура России.

Это и есть основная беда схемы «качай и вези». Во время ее реализации можно случайно выкачать и перевезти собственный суверенитет в АЗ РФ.
источник
2020 May 26
Капитан Арктика
Арктический объединительный гротеск


История с объединением Архангельской области и НАО постепенно приобретает гротескные очертания.

С самого начала недовольство жителей НАО купировать никто по-настоящему и не попытался, в связи с чем протест — пока что в соцсетях — идет по нарастающей. «Революционная» идея аннексировать Коми, возникшая не то всерьез, не то в попытках размыть повестку, закономерно поставила вопрос, могут ли менее ранговые, в терминах федеративного устройства страны, субъекты поглощать более ранговые. И вот теперь на волне разговоров о том, «как нам обустроить Поморье», вылезла тема ненцев как «разделенного народа», подхваченная несистемными игроками на поле КМНС.

В частности, была вброшена мысль о том, что неплохо было бы объединить все ненецкие автономии в одну, создав огромную национальную республику, включающую в себя не только НАО, ЯНАО и бывшую Долгано-Ненецкую автономию, но и районы Коми и ХМАО, где присутствует ненецкое население.

А что? В формальной логике этой идее не откажешь. Даешь, мол, восстановление исторической справедливости, ну и ваше укрупнение заодно проведем.

Предложение это, конечно, не взлетит, но шуму на национальной поляне наделать может (ждем наших зарубежных друзей с хорошо поставленным плачем по «угнетенным народам»). Или это технология такая — напугать всех не-ненцев перспективой попасть в нацреспублику с целью загнать всех в «Северный край»?
источник
2020 May 27
Капитан Арктика
Петербург — столица Арктики

Очередной арктический форум «Арктика — территория диалога» пройдет в Петербурге в 2021 году. Так решило правительство РФ в лице его премьера.

А как подпрыгивали губернаторы Мурманской и Архангельской областей. Вплоть до того, что бывший губернатор Архангельской области тов. Орлов прямо заявлял о своей договоренности о возвращении Форума к нему в регион. Не вернётся. Да и в Мурманск не переедет. По крайней мере до тех пор, пока эти регионы от попыток помериться «столичностью» не перейдут к реальной работе над созданием инфраструктуры для проведения крупных конференций. А это произойдет еще очень нескоро.

Правда, в оргкомитет губернаторов северных территорий включили. Ну и то хорошо.

https://t.me/caparctic/707
Telegram
Капитан Арктика
#Форум2019. Послесловие

Пролистывая в СМИ итоги арктического форума, понимаешь: медийные задачи форум выполнил, а что насчёт создания новых идеологических смыслов – это вряд ли.

СМИ и «эксперты» опять начали пережёвывать идею «СМП – второй Суэц». Впрочем, что говорить о СМИ, если глава Миндаля тов. Козлов публично это озвучил. И не важно, что ни вторым, ни третьим, ни даже четвертым Суэцем СМП никогда не будет. Главное – громкая фраза.

Цифра в 80 млн тонн на СМП к 2024 году только закрепилась в головах, но теперь говорится даже о 92 млн тонн (интересно, откуда их возьмут). Хотя… Несколько раз на форуме от разных участников звучала фраза о необходимости расширения границ СМП до Мурманска, поэтому мы не удивимся уже ничему.

Губернаторы, вернувшись домой, отчитались о личном успехе на форуме. Кто о заключении новых контрактов. Кто о том, что фантастические проекты новых портов будут реализованы. Кто о полученной поддержке перед будущими выборами. Самое забавное заявление сделал губернатор Архангельской области…
источник
Капитан Арктика
Арктический год Миндаля

Посмотрели на календарь и поняли, что чуть больше года назад у нас должен был появиться главный по Арктике в лице Миндаля.

Год показал, что схватка за Арктику — дело не шуточное, дорога к «главенству» оказалась весьма не проста. Основные игроки в лице предприятий ТЭК, Росатома и Минприроды не спешат делиться полномочиями и признавать ведомство тов. Крутикова главным.

Минфин (особенно сейчас) активно сопротивляется всем попыткам вписать налоговые льготы в Арктику. Росатом, с введением новой должности зама тов. Лихачёва по Арктике, планирует вторгнуться на политическую поляну Миндаля. Роснефть, Новатэк и прочие гранды вообще работают с президентом напрямую. Итого Миндалю досталась очень узкая полянка: поддержка социалки в АЗРФ да развитие малого и среднего бизнеса.

По итогам за год прорывов не наблюдается. Скорее, ситуация становится даже хуже, особенно после начала кризиса. Из однозначных плюсов можно отметить создание ТОР в Мурманской области, но тут вопрос, насколько сильно эта ТОР поможет в развитии местного бизнеса и не даст налоговые послабления Новатэку и другим крупным игрокам. А что касается социалки, то здесь даже комментировать нечего.

Ну, и к плюсам надо отнести публичную активность тов. Крутикова и постоянное «втаскивание» темы Арктики в СМИ . Одни стратсессии с ПОРА по стратегии в Арктике чего стоят. Правда, документ до сих пор так и не утверждён.
источник
2020 May 28
Капитан Арктика
Пряники для НАО


Никак пока не входит НАО в Большое Поморье — низовой протест ширится. Приходится подключать калибры покрупнее.

К пиар-продвижению будущего края (не то Северного, не то Поморского) начали подключаться федералы. Свою поддержку инициативе по слиянию обозначил тов. Трутнев, проведший совещание с врио из обоих субъектов. Люди из «трутневского блока» закономерно поддержали тренд: глава Миндаля тов. Козлов весьма вдохновенно расписал синергетические эффекты от объединения. Ему вторит тов. Решетников из Минэкономиразвития: «Это может создать новое качество как экономики в Арктике, так и новое качество жизни для людей». При этом резко снимается тема референдума как центральный раздражитель: не время его проводить, «спешка не нужна» и т.п.

Любопытно, что федералы заходят с той же стороны, что и идеологи протеста. Возмущение жителей НАО носит преимущественно «колбасный» характер: что будет с нашим привычным уровнем жизни? Власти им отвечают: а вот давайте устроим вам социально-экономическую интеграцию для начала, ух, заживете! Даже Индигу, может быть, вам построим.

А там, глядишь, и политическое объединение подтянется.
источник
2020 May 29
Капитан Арктика
АО+НАО: эффект исполнителя

Многие смотрят на попытку объединения Архангельской области и НАО и никак не могут взять в толк: а что, собственно, происходит?

Отвечаем:

1. Тов. Цыбульский заварил кашу с Большим Поморьем не сам по себе. После консультаций в АП он получил осторожное одобрение, что мол попробовать можно, но аккуратно.

2. Разрешение было воспринято буквально и пиарщики тов. Цыбульского решили сделать из этой идеи предвыборную «фишку» для своего заказчика.

3. Команда тов. Цыбульского не учла мощного противостояния этой идее и элит НАО, и лоббистов ТЭК. И тем, и другим это объединение абсолютно не выгодно. Негатива получили гораздо больше, чем предполагалось, и «позитива» из объединительной повестки  сделать не получилось.

4. Поскольку негатив получился достаточно сильный, то представители федерального центра заговорили об экономической составляющей объединительного процесса. Негатив нужно снимать, да и задел интеграции на будущее надо сохранять.

Итог: центру и местным предстоит еще какое-то время расхлебывать эту кашу и успокаивать элиты и кураторов внутренней политики.
источник
2020 May 30
Капитан Арктика
Кто стоит за объединительной инициативой? Итоги опроса


Пришло время подвести итоги голосования, проведенного нашим каналом.

С его помощью мы хотели выяснить, какой позиции придерживаются наши читатели в отношении того, кто стоит за идеей слияния Архангельской области и НАО. Для этого мы предложили выбрать из списка основных версий, озвученных к тому моменту в публичной плоскости.

Итак, большинство (но не абсолютное, 35%) голосовавших полагают, что «виновником торжества» является Кремль, желающий продолжить свою политику укрупнения регионов. На уверенном втором месте (21%) — тов. Трутнев, которого подозревают в желании создать под себя арктический мега-регион.

Версии, занявшие третье, четвертое и пятое места финишировали почти «ноздря в ноздрю» — со взаимным отрывом всего в 1%. Примерно равное количество читателей полагают, что всё затеял тов. Цыбульский, чтобы избраться (III место), что за этим стоит Архангельск (IV место), и что нити управления данной историей тянутся к тов. Сечину (V место). А вот в авторство Новатэка и Росатома не верит почти никто.

Спасибо всем, кто генерировал версии, и всем, кто участвовал в голосовании!

https://t.me/caparctic/987
источник
2020 May 31
Капитан Арктика
Люди на полюсе: первые шаги (ч. 4)

Итак, на грани XIX и XX веков в деле покорения Северного полюса наметился прорыв. При этом имелись все основания полагать, что сделают его американцы. Именно им принадлежал важный козырь — так называемый «американский путь», сформировавшийся в ходе исследований и географических открытий в течение II половины XIX столетия и проходящий через канадский остров Элсмир и Гренландию.

...Как мы помним, одним из ключевых вопросов всех экспедиций к полюсу был такой: откуда стартовать? Американские первопроходцы нашли свой ответ на этот вопрос. Северная Канада позволяла выстроить оптимальную на тот момент логистику, открывая дорогу к полюсу по короткому маршруту. При этом в распоряжении экспедиций были местные ресурсы: там было несложно запастись мясом и рыбой, разжиться теплой одеждой, а эскимосы были готовы продать ездовых собак, соорудить временное жилье и, собственно, поучаствовать в выходах в качестве сопровождающих. Последнее обстоятельство имело едва ли не большее значение, чем географическая близость к полюсу, поскольку существенно удешевляло мероприятие и снимало многие риски.

Именно на «американский путь» сделал ставку полярник, инженер и командор ВМС США Роберт Пири, вышедший в свою последнюю экспедицию к Северному полюсу 6 июля 1908 года.

Этой экспедиции предшествовали месяцы подготовки, но не будет большим преувеличением сказать, что подготовка к ней заняла всю жизнь Пири. Из своих 63 лет 23 года он посвятил походам в высокие широты, где прожил в целом 18 лет. Перед финальным броском на Север Пири были осуществлены пять полярных походов, три из которых были посвящены конкретно покорению полюса, но по разным причинам не принесли успеха. Несмотря на экономический кризис, Пири сумел привлечь огромные средства: и простые американцы, жертвовавшие по доллару из скудных сбережений, и промышленники, дававшие доллары десятками тысяч, хотели принять участие в его предприятии, сулившем огромный международный престиж. На вырученные деньги Пири укрепил и переоборудовал ранее приобретенное им экспедиционное судно, запасся провиантом, оружием и снаряжением.

По задумке, экспедиция должна была прибыть на судне к крайне северной точке материка, откуда ей предстояло выдвигаться своим ходом, предварительно заготовив мясо, закупив собак и наняв помощников из местных. Стратегия выхода на полюс предполагала использование всех передовых наработок и опыта, полученного на тот момент. Гвоздем программы стало применение системы передовых отрядов, готовивших маршрут для основного, в котором шел Пири, — разведывавших и расчищавших дорогу, строивших иглу и далее передававших основному отряду припасы и лучших собак. Последних взяли с запасом — на 60% больше, чем необходимо. Избыток собак позволял не только чувствовать себя свободнее в плане передвижения, но и купировать возможные пищевые кризисы путем забоя уставших животных.

Вложения, усилия и лишения Пири и его людей окупились сторицей: в 10 утра 6 апреля 1909 года он, в компании четырех эскимосов и еще одного американца, чернокожего Мэтью Хенсона, дошел до Северного полюса. Санный путь туда от мыса Колумбия занял 37 дней.

Это был триумф. Дело, которому Пири посвятил всю жизнь, благополучно завершилось: американский флаг был водружен в высшей точке мира. Впереди было возвращение домой и всемирная слава.

...Гром грянул на острове Элсмир, куда полярный отряд вернулся, чтобы воссоединиться с остальными и перебраться на судно. 8 августа Пири узнал, что на Северном полюсе его опередил другой американец — Фредерик Кук, пришедший туда почти на год раньше.

https://t.me/caparctic/1000
Telegram
Капитан Арктика
Люди на полюсе: первые шаги (ч. 3)


Трагическая судьба «Жанетты» подсказала интересную мысль. А что если... просто повторить все, что делал ее экипаж, только вместо неприспособленного к Арктике барка вморозить в лед судно покрепче, а уж трансполярное течение само принесет его к полюсу? И пришла эта мысль в голову никому иному, как великому Фритьофу Нансену.

Сказано — сделано. По задумке Нансена было построено специальное судно — парусно-моторная шхуна «Фрам», которая должна была выдержать давление льда. «Фрам» стартовал от Новосибирских островов (где наши, горячо поддержав экспедицию, загодя заготовили для него припасы) в 1893 году. Однако арктическая практика в который раз побила теорию: к следующему году стало ясно, что к полюсу шхуну не прибьет, и Нансен решил пойти туда на упряжках. Высшей отметкой экспедиции стали координаты 86°13'36'' с.ш. — коварный полюс, лежавший на расстоянии 400 километров от выдохшейся группы, все не давался. Тем не менее, в научном и организационном плане это был огромный успех:…
источник
2020 June 01
Капитан Арктика
Полярный уголь

Пока Востокуголь, некогда бравировавший арктическими проектами, переживает болезненный период внутренних разборок и передела, угольными запасами за полярным кругом занимаются другие.

«Северная звезда», принадлежащая ключевому бенефициару АЕОНа тов. Троценко, получила положительное заключение Государственной экологической экспертизы по объектам Сырадасайского угольного месторождения. Права на это месторождение оказались у «Северной звезды» в 2008 году, а относительно недавно проект разработки Сырасадая вошел в комплексный инвестиционный проект «Енисейская Сибирь».

В отличие от случая Востокугля, госэкологи проблем не обнаружили: «в результате комплексной оценки определено, что планируемые объекты не несут угрозу для экологической безопасности Арктической зоны и спроектированы в соответствии с действующими экологическими нормами». Заключение экспертизы распространяется на угольный разрез в пределах Юго-Западного участка, морской угольный терминал и обогатительную фабрику мощностью до 5 млн тонн в год.

Тов. Троценко — хороший профессионал, у тов. Сечина советником работал. Поэтому и сложностей с арктической угледобычей у него нет.
источник
2020 June 02
Капитан Арктика
Норильская проблема


С 29 мая Норильск будоражит: на объекте Норникеля ТЭЦ-3 произошло серьезнейшее ЧП.

Сколько нефтепродуктов вытекло из резервуара, пока не понятно, вокруг чего сейчас идут танцы с бубнами. Его номинальная емкость составляла 30 тыс. кубов, сколько было внутри — не известно, соответственно, экологи в своих заявлениях берут «выше среднего», говоря о выбросе не то 20 тыс. кубов, не то 20 тыс. тонн (это не одно и то же) ДТ. В любом случае, немало — в первые часы собрали 500 тонн, а работы продолжаются.

Почуявший запах славы замглавы региона тов. Цекалов, назначенный разруливать ситуацию, сходу отметился рядом критических заявлений — мол, местные и информировали Красноярск не вовремя, и вообще, могли бы и то сделать лучше, и это. И даже многомиллиардный ущерб от всего этого успел подсчитать.

Адекватно ли отреагировали корпоративные и местные службы? Ну, тут все познается в сравнении.

В бытность главой Минприроды тов. Донского считалось, что ежегодно в России происходит порядка 25 тысяч разливов, а в природу при этом попадает в районе полутора миллионов (!) тонн нефти и нефтепродуктов (по мнению природоохраны — примерно в три раза больше). Что характерно, по данным компаний эта цифра на порядок меньше. Разлет в числах поясняется тем, что компании не торопятся рассказывать о проблемах и утечках властям, особенно когда эти утечки происходят вдали от цивилизации. Нет информации — нет и проблемы.

Вообще, наши нефтяники — большие профи по части сокрытия своих многочисленных огрехов и косяков. Допуская, в численном выражении, по 15 возейских катастроф (если помните, была такая в 1994 году под Усинском, где вылилось больше 100 тыс. тонн) в год, они хронически выходят сухими из воды, по возможности умалчивая о происшествиях и возмещая определенный судами убыток натурой (т.е. частичной уборкой местности). Основные пострадавшие при этом являются и основными же кормильцами страны — это северные ХМАО, Коми, ЯНАО. Основной загрязнитель — всеми любимая Роснефть (в районе половины всех годовых утечек по стране), хотя Газпромнефть, Лукойл и иже с ними тоже грешны. Да что там, даже маргинальный  Красноярскнефтепродукт, принадлежащий краю, регулярно попадает в сводки из-за ЧП с проливом нефтепродуктов на землю и в Ангару.

Безаварийной работы с нефтепродуктами не бывает, это понимают все, поэтому тут главное — скорость и пропорциональность реакции. В большинстве случаев у нефтяников какая-то суета начинается, если происшествие оказалось на виду и/или задевает населенные пункты, системы рек и озер, заповедники (как это было в прошлогодней истории с Пурнефтегазом на Ямале, в 2018 году на Тальниковском у Лукойла и т.д.), а то и только в том случае, если «грязное белье» было извлечено на свет стараниями «доброжелателей» из корпоративного мира (как в случае конфликта Транснефти и Роснефти вокруг разлива в Сентябрьском). Но в целом оперативность их реакции измеряется днями и неделями, а не часами.

И в Норильске с этим оказалось далеко не так плохо, как могло бы быть, если бы источник проблемы принадлежал кому-то из нефтяных «профи». Быстро привезли спецов из Мурманска, подключили морскую спасслужбу. Сложный пожар, который возник сразу же и усугубил ситуацию, быстро локализовали и потушили, к ликвидации последствий приступили не откладывая. Так что зря тов. Цекалов перекладывает с больной головы на здоровую.
источник
Капитан Арктика
Арктическая столица без дороги

Чем показательна история с рухнувшим мостом в Мурманской области?

Все наши арктические понты, всё наше "планов громадьё", весь пафос "Столицы Арктики", всё это было завязано на ОДНУ (!) железнодорожную ветку, которая проходила по мосту 1930-х годов постройки (!).

Можно сколько угодно пиарить территории опережающего развития и кричать "Арктика наша", но пока мы не озаботимся элементарными вопросами дорог и социальной инфраструктуры в регионе, всем "Столицам" — грош цена.

Ну а мост, конечно, починят. Только сначала в течении месяца построят временный, движение по которому будет сильно ограниченно. А поскольку местность там не самая хорошая для стройки, то порт в Мурманске и ТОР "Столица Арктики" ближайшие несколько лет будут сильно ограничены в транспортной доступности.
источник
2020 June 03
Капитан Арктика
Мерзлота наносит удар?


Норильская история служит хорошей иллюстрацией одного крайне важного момента. Речь идет о проблеме таяния мерзлоты.

...Вот все, вроде бы, в порядке. Есть регулярно обслуживаемые резервуары, есть сервисная компания, которая контролирует их состояние. Целостность соблюдается, все работает нормально, регламенты проводятся своевременно. И тут раз, и резервуар разламывает из-за того, что грунт поплыл.

Это свойство мерзлоты известно, и на Северах про него давно знают. Однако из-за пока мало понятных климатических изменений риски растут. Нельзя сказать, что про это никто не в курсе: Миндаль по почину тов. Крутикова думает в направлении создания нацплана по мерзлоте, тот же Норникель собирается подмораживать грунты в Норильске, чтобы избежать повторения эпизода с резервуаром в других местах (и в жилой зоне, и в промышленной).

Но достаточно ли этих усилий? Не слишком ли они точечные? География мерзлоты огромна, под прицелом — фактически все Севера. Потребуются системные усилия и огромные финансовые ресурсы, которые должны дать все бенефициары освоения Арктики — и государство, и госкомпании, и большие частники.
источник