Size: a a a

Капитан Арктика

2020 March 16
Капитан Арктика
«Восток-Ой»

Рейтерс слила инсайд из китайской государственной Sinochem Corporation: компания отказывается иметь дело с Роснефтью из-за угрозы американских санкций.

В корпоративной тендерной документации на закупку сырой нефти на май-июнь указывается, что оферта по закупке не должна исходить от Роснефти либо связанных с ней лиц. Причина — введение в мае санкций США против подразделения Роснефти.

Это достаточно серьезный звонок. Напомним, что Sinochem является 88-й компанией в мире по версии Fortune-500 и одной из крупнейших нефтяных корпораций планеты. Но главное — это китайская компания. Иными словами, Роснефть уже начали выдавливать на Западе, а теперь с ней отказываются иметь дело и на флагманском рынке Востока.

Посмотрим на нефтяные цены и зададимся вопросом: а что же теперь будет с широко раскрученным арктическим проектом «Восток-Ойл»? Состоится ли он вообще, и если да, то на каких условиях?
источник
2020 March 17
Капитан Арктика
ГЧП и Арктика


Тов. Крутиков сегодня в офисе ПОРА сделал ряд интересных заявлений.

- Миндаль видит ГЧП прежде всего как средство подъема социальной инфраструктуры. Это не удивительно — от денежных тем министерство оттерли, предоставив разгребать заведомо гиблые социальные темы Северов. Соответственно, решение острых задач Миндаля упирается в частника, которого еще надо заманить. Пойдут ли инвесторы в арктическую социалку — вопрос не очевидный.

- А вот чтобы все-таки пошли, Миндаль пытается пробить для АЗ РФ особый режим. Один из его элементов — бесконкурсный порядок привлечения подрядчиков. В чем тут идея, понятно: и так желающих входить в арктические ГЧП негусто, да плюс неизбирательное законодательство превращает все это в маразм с обязательной «конкурсной программой». В отдаленном светлом будущем, когда конкуренция в АЗ РФ будет ого-го, конкурсы вернут, а пока вот так.

- Кроме того, ГЧП будут поддерживать отдельным пакетом преференций. Их еще предстоит разработать.

- Чтобы раскрутить ГЧП, есть вариант запустить проектный офис, который этим займется. Что примечательно, прошедший спартанское воспитание тов. Козлова Крутиков видит его (офис) как структуру из 2-3 хороших профи — этого, по его мнению, хватит с головой. Кстати, в нашем «любимом» петербургском Комитете по Арктике 77 штатных единиц. А Крутиков обещает с двумя-тремя управиться….
источник
2020 March 18
Капитан Арктика
Коронавирус и СМП


Говоря о жертвах короноавируса в перспективе нескольких лет, многие упускают из виду СМП. А ведь теперь можно утверждать с уверенностью: он пострадает обязательно, вопрос лишь в том, насколько.

Падение грузооборота и в глобальном масштабе, и конкретно на китайском направлении, наблюдаемое уже сейчас, сохранится по крайней мере некоторое время даже после ослабления/завершения карантинных мер и оживления международной торговли. Еще одной подножкой нашему северному трафику может стать секвестрирование инфраструктурных проектов, активно обсуждаемое в правительстве.

Поэтому уже сейчас понятно: грузопотока объемом 80 млн тонн к 2024 году не получится. Майский указ не будет выполнен. Впрочем, теперь есть вирус, вирус все спишет.
источник
2020 March 19
Капитан Арктика
Коронавирус, нефть, Китай и Арктика


Продолжая тему, поднятую вчера в связи с коронавирусом.

Нынешняя вирусная ситуация — мощный стресс-тест и для всей системы организации отечественной экономики в целом, и ее арктического сегмента в частности.

Экономика как таковая, вопреки многолетним заявлениям о диверсификации, оказалась а) чрезмерно сырьевой и б) чрезмерно завязанной на ограниченный круг покупателей. Это не все: к сожалению, этот «круг» в очень большой степени представлен Китаем.

А вот у КНР дела не очень. Несмотря на то, что вроде как «вирусная» часть кризиса позади, экономика страны восстанавливается слабо. Так, экономическая активность составляет порядка 80% от нормального уровня, потребление угля — чуть больше 70%. Потребление нефти, одного из наших основных экспортных товаров, с продажей которого (наряду с газом) связывается экономическое будущее АЗ РФ, снизилось на 20%, или на три миллиона «бочек» в день. Добавим к этому дальнейшее падение хозяйственной деятельности в мире и снижение цен на сырье и энергоносители. И как нам теперь развиваться с нашей действующей парадигмой «роста»?

В свою очередь, применительно к АЗ РФ, данный расклад выглядит как кризис нашей «любимой» модели «качай и вези», предполагающей точечное проектное извлечение ресурсов (нередко под госдотации и в интересах отдельных небюджетных игроков). И главный вопрос тут даже не в том, какие это для Арктики будет иметь последствия здесь и сейчас. Думается, главный вопрос таков: а будут ли сделаны хоть какие-то выводы из этого кризиса? Дождемся ли мы структурной перестройки экономики Заполярья и страны в целом?
источник
2020 March 20
Капитан Арктика
Арктические льготы: подпись поставлена


За общей паникой и хайпом вокруг туалетной бумаги, гречки и коронавируса едва ли не потерялась по-настоящему важная новость: тов. Путин подписал первый закон из большого льготного арктического пакета — ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации».

Из справки ГПУ (Государственно-правового управления, если что):

«Федеральным законом предусматривается предоставление организациям, осуществляющим деятельность, связанную с добычей углеводородного сырья на новых морских месторождениях, льготных условий при обложении налогом на добычу полезных ископаемых.

Федеральным законом устанавливается ставка налога на добычу полезных ископаемых в размере 0 рублей при добыче газа горючего природного, используемого исключительно для производства сжиженного природного газа и (или) для производства товаров, являющихся продукцией нефтехимии, на новых производственных мощностях, до достижения накопленного объёма добычи газа горючего природного 250 миллиардов кубических метров при условии, что срок разработки запасов участка недр не превышает 12 лет с даты начала реализации продукции нефтехимии, на участках недр, расположенных полностью севернее Северного полярного круга, полностью в границах Архангельской области, Ненецкого автономного округа, Республики Коми, Ямало-Ненецкого автономного округа, Красноярского края, Республики Саха (Якутия), Чукотского автономного округа.

Также предусматривается предоставление налогоплательщикам права применять налоговый вычет по налогу на добычу полезных ископаемых при добыче нефти на участках недр, расположенных полностью или частично севернее 67 градуса северной широты и южнее 69 градуса северной широты полностью в границах Красноярского края, лицензия на право пользования которыми предоставлена до 1 января 2019 года, в размере фактических расходов на приобретение, сооружение, изготовление, доставку объектов основных средств, относящихся к объектам дорожной, транспортной, инженерной, энергетической инфраструктур, необходимым для осуществления деятельности по освоению указанных участков недр.»

Кто, когда и как этими льготами воспользуется в нынешних условиях — посмотрим.
источник
2020 March 22
Капитан Арктика
Побочный эффект


Разгорающийся нефтяной кризис имеет ряд неприятных «побочных эффектов», которые способны всерьез повлиять на темпы и формы нашего освоения Арктики. Одна из таких «побочек» — дорогой доллар.

Что получается, когда доллар дорогой, а рубль дешевый? Для отечественного потребителя вырастает цена импорта. За него приходится переплачивать, а использование импортных материалов и технологий влечет за собой удорожание проектов, реализуемых в России.

Эта история в полной мере касается наших природопользователей, собравшихся покорять Арктику. За постсоветские десятилетия Россия существенно просела по технологиям и оборудованию для нефтегазовой сферы, подсев на иглу иностранных поставок и разработок. ТРИЗ, шельф, бурение, нефтесервис — в этих и многих других сферах без импорта (пока что) никуда. И теперь дорогой доллар и дешевая нефть делают добычные проекты в Заполярье нерентабельными даже при серьезных налоговых послаблениях.

Из этой ситуации можно выходить несколькими способами. Самый конструктивный — форсировать локализацию разработки технологий и производственных цепочек. Научная школа у нас хоть и потрепанная, но жизнеспособная, основа для роста имеется, а кризис удешевляет любое производство внутри страны. Наименее симпатичный нам путь — выжать из государства максимум льгот и дотаций (под «стратегическую» задачу удержания ниши на рынке любой ценой), опять закупить все что можно за границей и продолжать качать стране в убыток. Какой вариант будет выбран на наших Северах — вопрос открытый.
источник
2020 March 23
Капитан Арктика
Пиар во время чумы


Тов. Козлов пробует пиариться на свежеподписанном законе по арктическим льготам.

«Уже один этот закон из пакета законопроектов о преференциях для инвесторов в Арктике способен серьезно активизировать приток инвестиций в российскую Арктическую зону... рядом возникнут еще сотни мелких и средних проектов. Все вместе — это тысячи рабочих мест для людей. И именно это является нашей конечной целью,» заявил он.

В принципе, пенять тов. Козлову тут толком и не за что — Миндаль долго продвигал этот документ, честно старался его расширить и на проекты помельче (и это удалось) — в целом, как бы есть повод для ведомственной гордости ну и, конечно же, законное право напомнить о себе в медиа-пространстве.

Однако в текущих условиях эти бравурные высказывания, к сожалению, выглядят больше как заклинания, чем как анонс реальных подвижек. Отечественная сырьеномика, опирающаяся на Севера, покосилась под ударами «кризисного комбо» — истории с ОПЕК+ и коронавирусом. По многим проектам порог вхождения перешел экономически обоснованные пределы — чем глубже в недра/дальше на Север, тем дороже. Поэтому скорого создания в Арктике обещанных тысяч рабочих мест (по крайней мере, благодаря именно этому закону) мы бы не ожидали.
источник
2020 March 24
Капитан Арктика
«Лидер» секвестра


На фоне подготовки к масштабному пересмотру бюджета вновь встают вопросы финансирования арктических проектов, в том числе и те из них, которые, казалось, были уже давно решены. Уже можно сказать с определенностью, что Заполярье будет в числе пострадавших от секвестра.

Кандидатов на «обрезание» сразу несколько, но пока упомянем лишь об одном из них. Речь идет о ледоколе «Лидер». Проект, с которым ранее связывалось обеспечение круглогодичной навигации по СМП, в правительстве и Минфине уже достаточно откровенно называют слишком «дорогой игрушкой» для России эпохи дешевой нефти.

Впрочем, не все так однозначно.

В административном смысле, «Лидеру» в чем-то повезло — исполнителем и по совместительству бенефицаром этого крайне недешевого проекта является тов. Сечин, чья верфь «Звезда» подрядилась построить все суда серии. Поэтому без боя «Лидера» отдавать не хотят и не будут. Однако может оказаться, что «фактор Сечина» потерял в весе — слишком уж громко звучат голоса тех, кто прямо обвиняет главу Роснефти в развале ОПЕК+ и нынешнем крутом пикЕ нефтянки и рубля. Расклад по «Лидеру» и будет одним из маркеров того, насколько тов. Сечин в форме.
источник
2020 March 25
Капитан Арктика
Стратегический разнобой


Один из родовых признаков нашей сегодняшней системы госвласти — заметная рассогласованность всех ее элементов. И история с основами государственной политики по АЗ РФ — яркий тому пример.

Основы ведь на то и основы, чтобы определять базовые и универсальные по всем нашим арктическим регионам вещи. Однако реальность такова, что те направления развития, которые задаются этим стратегическим документом, не совпадают с видением самих полярных субъектов.

В каждом из последних разрабатываются стратегии развития, которые, по идее, должны быть как-то соотнесены и синхронизированы с федеральными целеполагающими документами. Меж тем, пока что все работают по накатанной схеме «кто в лес, кто по дрова». Региональные стратегии не согласованы с центром, а прописанные в них ориентиры подчас заметно отличаются и по горизонтали (от «соседских»), и по вертикали (от федеральных).
источник
2020 March 26
Капитан Арктика
Выдавливание Востокугля из Арктики

История с выдавливанием Востокугля и его «Арктической горной компании» (АГК), с таймырских месторождение продолжается.

Сегодня Арбитражный суд Московского округа должен был рассмотреть кассацию, поданную юристами АГК на февральское решение апелляционного арбитража, оставившее в силе прошлогоднее определение Арбитражного суда Москвы. Разбирательство перенесли на 14 мая, когда, по мнению суда, в столице прекратится карантин. Но, в общем-то, и так понятно, что перспективы у кассационных жалобщиков из АГК невелики.

Дело, в общих чертах, вот в чем. АГК, принадлежащая Дмитрию Босову и Александру Исаеву, некогда бравировавшим связями с семьей тов. Шойгу, претендовала на освоение таймырского угля. Планов озвучивалось громадье — 30 млн тонн угля в год к знаковому 2024 году, два арктических порта, превращение Диксона в (очередную) столицу Арктики и т.д. и т.п.

Однако в АЗ РФ, как и на всех больших и денежных темах, связанных с госбюджетом, у нас в стране четко работает принцип «чужие тут не ходят». Поэтому тов. Босову было сделано предложение, от которого в нашей системе отказываться не принято: продать АГК Коулстару тов. Худайнатова. Или, иными словами — тов. Сечину. Стороны не сошлись в цене, в результате чего у тов. Босова со товарищи начались повсеместные неприятности.

Уголь на Таймыре не простой, а самый что ни на есть арктический карбон — низкозольный антрацит очень высокого качества, интересный не столько с топливной точки зрения (хотя он и энергоемкий), сколько в плане использования в сталелитейной и химической промышленности. А еще на Тайбассе имеются хорошие графиты. И, по слухам, неплохие перспективы по сланцевому газу. Так что сами понимаете…

https://t.me/caparctic/913
Telegram
Капитан Арктика
«Востокуголь»: исход из Арктики

На днях Генпрокуратура возбудила административные дела и вынесла представление в отношении ООО «Порт "Вера"», что в Приморском крае. По заявлению прокуратуры компания активно загрязняет воду и воздух угольной пылью. Данная организация принадлежит УК «Востокуголь». Мы не хотим оправдать «Востокуголь» и сказать, что они белые и пушистые. Пылят практически все угольные терминалы.

Тут вопрос в другом. В начале этого года «Востокуголь» заявил, что хочет продать компанию «Арктикуголь», которая должна была дать аж 30 млн тонн к 2024 году на СМП. В прессе даже мелькала сумма сделки и компания Росатом, которая якобы должна была купить «Арктикуголь».

Но похоже, что Росатом появлялся в медийных сводках для отвода глаз. Потенциальным покупателем активов «Востокугля» в Арктике была другая крупная компания, которую не устроила цена за «Арктикуголь». Как следствие, «Востокуголь» начал испытывать проблемы с Генпрокуратурой. Скорее всего, тов. Босов намёк услышит, и цена за «Арктикуголь» снизится.…
источник
2020 March 30
Капитан Арктика
Мурманский сепаратизм?

Вирус коронапаники постепенно расходится и по нашим Северам.

В Мурманске все громче звучат голоса в поддержку общерегиональной самоизоляции. Инициативная группа местных жителей обратилась к главе субъекта с просьбой ввести запрет на въезд и выезд из области.

Стремление к обособлению по-человечески понятно — вирус лютует в Италии, США и соцсетях, людям банально страшно. Но при этом никто не хочет выходить из зоны комфорта и входить в зону индивидуальной самоизоляции. Давайте, мол, изолируемся большим региональным коллективом, и все будет ок.

И вот на этом моменте дело выходит за рамки чисто медицинского мероприятия, перетекая в политическую плоскость. Регион, выставивший блок-посты на админгранице и де-факто территориально отделившийся от Федерации (пусть и временно), становится проблемой. Призраки сепаратизма, региональной фронды и прочих «прелестей» 90-х слишком живы в памяти первых лиц страны, чтобы им позволили возродиться даже в лайтовой версии.

Поэтому тов. Чибису скоро намекнут, что закрывать область поздно — там уже зафиксированы первые случаи заражения, а играть в сепаратистские игры очень вредно даже в версии «лайт». Но, в любом случае, пальма первенства в новейшей истории арктического сепаратизма теперь за Мурманом.
источник
Капитан Арктика
Гибридная приемка


Худшие опасения по поводу электродвигателя ледокола «Арктика» подтверждаются. На данный момент уже ясно, что ремонт вышедшего из строя движка на борту невозможен, и что его нужно вываривать и заменять. А это, в обычных условиях, означало бы очередной перенос срока сдачи.

Но плохих новостей в последнее время и так многовато, решили в комиссии. Поэтому рассматривается элегантное «гибридное» решение: сдать судно «как есть», а потом, в течение 2021 года, провести замену злополучного электродвигателя. Соответственно, мощность ледокола будет временно снижена до 50 МВт (номинально она должна составлять 60 МВт), а сам он будет находиться до окончания ремонта в «опытной эксплуатации».

Это, к сожалению, не последний неприятный сюрприз, который может поджидать нас с «Арктикой». Причина поломки двигателя до сих пор не известна — есть рабочие версии, но все станет понятно только после его демонтажа и полной разборки. Стало быть, вариант с конструктивной ошибкой маловероятен, но по-прежнему возможен.
источник
2020 March 31
Капитан Арктика
Чем Ямал лучше США


У государственной системы США проблема: на прошлой неделе конгрессменам надо было проголосовать за пакет антикризисных мер, согласованный Сенатом. Для этого им пришлось собираться, нарушая карантин, чего всем очень хотелось избежать. Однако никаких других вариантов не оказалось: подать голоса удаленно тамошние парламентарии не могут — конституция не позволяет. Поэтому, скрепя сердце, сцепив зубы и надев маски, двинулись буржуазные депутаты на Капитолийский холм.

А вот в нашей Арктической зоне таких проблем нет. Например, 23 марта ямальские законодатели приняли изменения в регламент, позволяющий проводить удаленное голосование, а уже 26-го прошло первое в истории парламента ЯНАО заседание в режиме видеосвязи, на котором был принят ряд законов (про маткапитал и снижение региональных налогов для предпринимателей).

Так что наши арктические законодатели — они, в своем роде, еще и законодатели мод.
источник
2020 April 02
Капитан Арктика
«Арктик СПГ-2»: спасать нельзя остановить

Разворачивающийся нефтяной кризис плох в том числе тем, что он и близко не ограничен нефтяной отраслью. Одной из отраслей, которые могут пострадать от «эффекта домино» в первую очередь, является газовая.

Как известно, цена на газ, грубо говоря, формируется на основе цены нефти, пересчитываемой через британские тепловые единицы (BTU). Там есть свои нюансы, но логика такова: цены газа и нефти коррелируются, и в основе именно нефть. Поэтому нам с самого начала было ясно, что падение цен на газовом рынке — вопрос времени.
И вот, похоже, это время настало. Не дожидаясь плавного спуска котировок, саудовцы едва ли не вполовину сбрасывают цену на газ, а потребители по всему периметру России, пользуясь случаем, начинают говорить о пересмотре цен.

Вся эта история, как мы и писали ранее, неминуемо скажется на наших арктических добычных проектах. Но если пресловутый «Восток-Ойл» можно с легкостью отложить без финансовых и имиджевых потерь, то «Арктик СПГ-2» ряд других новых проектов Новатэка уже перешли в практическую плоскость, и соскакивать с них поздно. В то же время, их порог безубыточности подрос из-за дорогого доллара, а прибыльность упала из-за дешевых нефти и газа. А это значит, что теперь «комплекс мирового класса, значения и уровня в Заполярье» придется спасать, причем силами не Новатэка, а государства и федерального бюджета.

https://t.me/caparctic/927
Telegram
Капитан Арктика
Глобальные хотелки Новатэка


Не можем пройти мимо недавнего бенефиса тов. Михельсона в Совфеде, организованного в рамках экспертного часа. В своем выступлении перед сенаторами глава Новатэка сделал ряд весьма смелых заявлений.

Главное: тов. Михельсон предложил пересмотреть энергостратегию страны до 2035 года, взяв курс на наращивание доли России на мировом рынке СПГ как минимум до 20%. Для этого придется увеличить экспорт газа более чем вдвое. При этом, согласно предъявленной сенаторам презентации, основной рост, «внезапно», должен прийтись на СПГ.

Так, если в 2019 году Россия продала за границу 260 млрд кубов газа, из которых около 220 пришлось на трубопроводный газ, а порядка 40 — на СПГ, то в идеале, по Михельсону, экспорт газа должен вырасти до 550 млрд кубов в год, из которых 220 млрд м3 будут представлены СПГ. Соответственно, близкая Новатэку отрасль должна будет пережить пяти-шестикратный подъем.

Обеспечивать этот «прорыв» придется за счет арктических недр (прежде всего — Ямала и Гыдана), а также финансовых…
источник
Капитан Арктика
Уход Орлова

Тов. Орлов, давно и прочно прописавшийся в «группе смертников», наконец-то уловил мощные сигналы, настойчиво посылаемые широкой общественностью. Сегодня он подал в отставку, уже длительное время чаемую Архангельской областью. Формальная причина — «результаты больших социологических исследований, которые провели профессиональные компании».

Очевидно, наверху считают, что негатива тов. Орлов собрал достаточно. Успешные меры по борьбе с коронавирусной инфекцией должен провести в жизнь другой управленец. Хотя, возможно, какое-то недолгое время он еще погреет место перед прибытием московских «десантников».

https://t.me/caparctic/851
Telegram
Капитан Арктика
Регионы: чего ждать в Арктике в 2020?

Продолжаем серию прогнозов, теперь отдельно по регионам.

Мурманская область. Все достаточно предсказуемо. Порт Мурманск, как мы и говорили год назад, развивается как основной транспортный хаб в Арктике. В регионе прошла смена управленческой команды. Тов. Чибис активен, он уже выдвинул ряд «сногсшибательных проектов» — от «Нью-Васюков (переноса Мурманска)» до желания переманить к себе президентский арктический форум. Активность в этом году он снижать не будет, так что ждём от Чибиса еще много ярких PR-инициатив. Но необходимо понимать, что настоящее развитие Мурманской области будет зависеть от реальных «арктических грандов», таких как Новатэк, Росатом, Газпром и т.д.

Карелия. Тут даже писать нечего. В прошлом году тов. Парфёнчиков отметился идеей включить Беломорканал в Севморпуть. Если посмотреть на 2018 год, тогда губернатор региона предложил ещё одну «шикарную» идею: перестроить порт в Беломорске под арктические нужды. Весь 2019 год никто про Беломорск толком и не…
источник
Капитан Арктика
Гапликов в тренде

...И-и-и-и следом на выход с вещами отправляется тов. Гапликов — еще один токсичный арктический управленец, сильно пересидевший на своем посту.

Это, кстати, неплохой сигнал. В Москве полагают, что ситуация с вирусом под контролем, и что «политическим покойникам» нельзя позволять собирать на этом имиджевый позитив. Он должен достаться свежим и более приемлемым фигурам.

https://t.me/caparctic/704
источник
Капитан Арктика
Северное слияние

Арктические перестановки продолжаются. Врио главы Архангельской области стал тов. Цыбульский, а параллельно вновь пошли разговоры об объединении «матрешки» — АО и НАО.

Идея эта обсуждается не первый год, то всплывая, то ложась под сукно. Некоторое время тому назад в расчетах Центра плюсы поглощения перевесили минусы, и нужно было выждать подходящий момент для того, чтобы провести вопрос максимально безболезненно. И вот теперь этот момент настал.

P.S. Тюменская матрешка по-прежнему под вопросом. С одной стороны, такое желание тоже имеется, и аргументация давно подготовлена. Но заполучить огромный и сверхбогатый регион в качестве субъекта федеральной власти пока также не хочется. Разве что как противовес тоже огромной и богатой Якутии.
источник
2020 April 03
Капитан Арктика
Арктический удар по Собянину


На фоне вирусной «движухи» в стране намечается еще один интересный сюжет.

Серьезное повышение аппаратного веса Собянина, вызванное его назначением на должность руководителя госсоветской рабочей группы по вирусу, начинает беспокоить многих. Против тов. Собянина начинает складываться стихийная коалиция, представляющая разные башни, этажи и углы отечественной «вертикали». И одним из важных полюсов этой коалиции становится Арктическая зона России.

Ряд арктических губернаторов впрямую назывались протеже московского главы. Уход тт. Гапликова и Орлова — это не только ослабление Собянина, но и усиление тов. Трутнева. Обоих губернаторов Трутнев планировал снять давно, но не получалось. И вот в разгар борьбы с «заразой», когда, казалось бы, не время для отставок, именно по коллегам Собянина в Арктике был нанесён удар.

Вчерашнюю историю с тремя губернаторами (тт. Орловым, Гапликовым и примкнувшим к ним Илюхиным) надо рассматривать как один из первых громких залпов в элитной войне. Фактически тов. Трутнев показал, «кто в Арктике хозяин».
источник
2020 April 05
Капитан Арктика
Длинный рубль: Страна Советов (брежневская эра)

В принципе, то, что на Севере Западной Сибири есть углеводороды (много углеводородов!), было понятно давно — академик Губкин пришёл к такому выводу ещё в начале 30-х. К 50-м пошли конкретные открытия, а к 60-м стало ясно: надо добывать. Перед государством стала задача организовать приток кадров на Севера.

В соответствии с директивами XXIII съезда КПСС был подготовлен Указ Президиума ВС СССР от 26 сентября 1967 г. № 1908-VII «О расширении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера». Постановление Совмина от 10 ноября 1967 г. № 1029 дополнительно расширило «северный соцпакет».

Теперь доплаты дифференцировались по принципу сложности условий работы в тех или иных районах. В наиболее отдаленных местностях 10%-я надбавка к зарплате начислялась после 6 мес. работы с последующим увеличением на 10% каждые полгода. Теперь расти по зарплате можно было до 100% ставки (или 300 рублей). В остальных районах Крайнего Севера такой же принцип начисления надбавок работал до достижения их суммой 60% от ставки, после чего те же 10% начислялись каждый год. При перезаключении первого трудового договора работнику выплачивалось единовременное пособие в размере половины среднемесячного заработка. Продолжительность трудового договора, дающего право на получение льгот, была снижена с 5 до 3-х лет. Если раньше льготы давались только тем, кого позвали или перевели на Север, то теперь они распространялись и на лиц, прибывших в эти местности по собственной инициативе, при условии заключения ими 3-летних трудовых договоров (на островах Северного Ледовитого океана — 2-летних). Впервые в советское время северные надбавки к стипендиям были предоставлены аспирантам и учащимся вузов и ссузов.

Для северян было впервые предусмотрено снижение пенсионного возраста. Мужчинам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 15 лет (в приравненных местностях — 20 лет), пенсии по старости полагались по достижении 55 лет, женщинам — по достижении 50 лет. После 15 лет работы на Северах человек мог поучаствовать в строительстве жилкооператива в Москве, Ленинграде или курортных местностях.

Брежневские законы дали старт «золотому веку» советских Северов, прочно связанному в общественном сознании с романтикой работы геолога и нефтяника, а также эпохой воркутинского угля, колымского золота, якутских алмазов и, конечно же, освоения богатейшей нефтегазовой провинции на тюменском Севере.

Практика предоставления широких льгот вкупе с более высокими, чем в целом по стране, зарплатами и премиями на некоторое время превратила северян в предмет зависти остальных советских людей. «Поехать на Севера» означало заколачивать немалые деньги, решить «жилищный вопрос», заполучить доступ к «блатным» базам снабжения с различным «дефицитом» и отдыхать в лучших курортных местах Союза. Именно это время породило имидж северянина как человека, способного любого удивить своей щедростью.

Развал СССР выбил основание из-под системы освоения Крайнего Севера. Многочисленные населенные пункты Заполярья, некогда бывшие «ближним тылом» и форпостами этого освоения, превратились в дотационные дыры на отшибе цивилизации. Стране потребовались годы для того, чтобы вновь начать выстраивать новую подобную систему. Впрочем, это уже совсем другая история...

https://t.me/caparctic/930
Telegram
Капитан Арктика
Длинный рубль: Страна Советов (1946-1967)

...Упираясь в дефицит ресурсов для привлечения новых работников на Севера, в первые послевоенные годы советское правительство пошло по пути дифференциации местностей и профессий в зависимости от их приоритетности для нужд освоения.

Так, Постановлением Совмина от 25 августа 1946 года были установлены районные коэффициенты к зарплате работников Урала, Сибири и Дальнего Востока, варьировавшиеся от 1,15 до 1,7. Самые высокие надбавки предназначались для людей, едущих покорять Арктику. Практиковалось и назначение отраслевых коэффициентов — для работников нефтяной и газовой промышленности, медиков, строителей и т.д. Данная система льгот просуществовала без малого полтора десятилетия.

Надо сказать, что упомянутая практика породила порядочную чересполосицу, способную вогнать в ступор даже самого опытного кадровика. Нагромождение пересекающихся коэффициентов, привязанных к географии и профессии, сочетающееся с нормативно-правовым разнобоем со временем превратилось в признанную…
источник
2020 April 06
Капитан Арктика
Востокуголь посыпался

Пока на Востокуголь (собственника Арктикугля) со всех сторон давят извне, внутри компании тоже неспокойно. Тов. Босов уволил своего давнего партнера по бизнесу и доверенного топ-менеджера тов. Исаева, причем сделал это в подчеркнуто жесткой форме.

Текст, сопровождающий увольнение, суров и лаконичен: «А. Исаев снят со всех занимаемых должностей в компаниях группы «Сибантрацит» и «ВостокУголь». Отношения к деятельности компаний он не имеет. Причина расторжения с ним всех взаимоотношений и увольнения — вопиющие злоупотребления и хищения на вверенных ему участках работ, распространение недостоверной информации о нашей деятельности. Начато расследование. Хорошая возможность для конкурентов.»

Сложно не согласиться — возможность, действительно, очень хорошая. Предприятие находится под плотным огнём со всех сторон. И с арктическими активами скоро придется расстаться.

https://t.me/caparctic/940
Telegram
Капитан Арктика
Выдавливание Востокугля из Арктики

История с выдавливанием Востокугля и его «Арктической горной компании» (АГК), с таймырских месторождение продолжается.

Сегодня Арбитражный суд Московского округа должен был рассмотреть кассацию, поданную юристами АГК на февральское решение апелляционного арбитража, оставившее в силе прошлогоднее определение Арбитражного суда Москвы. Разбирательство перенесли на 14 мая, когда, по мнению суда, в столице прекратится карантин. Но, в общем-то, и так понятно, что перспективы у кассационных жалобщиков из АГК невелики.

Дело, в общих чертах, вот в чем. АГК, принадлежащая Дмитрию Босову и Александру Исаеву, некогда бравировавшим связями с семьей тов. Шойгу, претендовала на освоение таймырского угля. Планов озвучивалось громадье — 30 млн тонн угля в год к знаковому 2024 году, два арктических порта, превращение Диксона в (очередную) столицу Арктики и т.д. и т.п.

Однако в АЗ РФ, как и на всех больших и денежных темах, связанных с госбюджетом, у нас в стране четко работает принцип…
источник