«На самом деле никто не знает, почему люди кончают жизнь самоубийством». Из статьи «Британской энциклопедии» председателя Американской Ассоциации суицидологии Эдвина Шнейдмана, 1973I.Самоубийство Сократа стало одним из самых дискуссионных за всю историю суицидальных размышлений, оказавшись актом осознанного освобождения души от тела и подкрепив смелой практикой его рассуждения о бессмертии души. В каком-то смысле именно добровольный уход Сократа из жизни стал его ультимативным доказательством возможности бессмертия и наложил отпечаток на всю последующую западную философию. Для многих чаша с цикутой в руках Сократа стала напитком бессмертия
II.Ассоциация между добровольной смертью и бессмертием души закрепилась в истории смерти Иисуса из Назарета, главного героя книги «Новый Завет». Как и Сократ, назаретянин был казнён как преступник, приговорённый за распространение возмутительных идей о каком-то неправильном Боге, который есть любовь. Как и Сократ, он принял смерть добровольно, хотя мог и избежать её. Смерть Иисуса рассматривалась как освобождение души из оков тела, также подкреплённая рассказами о бессмертии души. Именно по образцу Христа раннехристианские мученики с радостью принимали любую возможность умереть, находя таким образом самый короткий путь к бессмертию. Канонизация таких мучеников только закрепила представление о смерти Христа как добровольном уходе из жизни, то есть в каком-то смысле — тоже самоубийстве по воле Пославшего его.
III.Эпоха Возрождения начала менять взгляд на самоубийство вследствие изменения представлений об устройстве мироздания и месте человека в нём. Появилась антропоцентрическая идея вселенной — мира, созданного для человека и предоставляющего ему пространство для самореализации как сотворца Бога. Человек стал представляться как равный Богу в своих творческих возможностях, способный довести несовершенный Божий мир до совершенного произведения искусства.
Именно в это время стало крепнуть и абсолютизироваться понятие о свободной воле. Выбор жить и выбор умереть начал представляться специфическим правом, отличающим человека от других существ. Томас Мор в своей «Золотой книжечке, столь же полезной, сколь и забавной, о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия», написанной в 1516 году, обосновал самоубийство как избавление от горькой жизни больного человека. Прекратить жизнь, превратившуюся в пытку, Мор считает святым правом. Полностью посвящён оправданию самоубийства труд «Биатанатос» 1608 года Джона Донна, который апеллирует к знаменитым самоубийцам из Библии: Самсону , Саулу, Иисусу и Иуде. Донн обосновывает, главным образом, что Иисус совершил самоубийство во благо миру — а сделанное сыном Божьим не может быть грехом.
Более подробно о трансформации отношении к самоубийству можно почитать в нашем тексте
«Из истории суицидальной мысли». Это одна из моих любимых работ 2017 года.