🇦🇺
Google и Facebook будут платить СМИ за новости — в Австралии и, скорее всего, не только там
Кажется, близок конец ожесточенного спора между big tech и правительством Австралии. Google и Facebook, изначально пригрозившие остановить свою работу на территории страны из-за нового закона,
согласились его исполнять.
🕐 Напомним хронологию:
— В декабре 2020 года после трёх лет обсуждений в парламент Австралии был
внесён закон, согласно которому Google и Facebook должны платить медиахолдингам за публикацию новостей в поисковике или в ленте.
— Google и Facebook осудили закон: 22 января Google пригрозил
заблокировать свой поисковик на территории Австралии, ранее Facebook хотел запретить пользователям делиться ссылками.
— Microsoft, наоборот,
поддержал закон в Австралии, предложил на замену Google свой поисковик Bing, и даже заявил о необходимости похожего закона в США.
У всех в этой схватке свои интересы. Microsoft так активно высказывается по теме (хотя его закон не касался), стараясь насолить Google; новые нормы, конечно, продвигают медиахолдинги, которые уже давно не могут придумать эффективный способ монетизации. В числе первых — медиамагнат Руперт Мердок, который на своей родине
лоббирует закон, который может помочь окупить его СМИ в Австралии и за её пределами.
Сегодня стало окончательно понятно, что
плата за новости для big tech может стать нормой повсеместно — и вот почему:
1️⃣ Принятый в Австралии закон не упал с неба — для него есть основания в законодательствах по всему миру. Например, в 2019 в ЕС был
принят новый закон об авторском праве — он подразумевает, что власти могут обязывать tech-корпорации платить издателям за контент. Похожие нормы
рассматривались и законодателями США.
2️⃣ Журналисты пишут новости — зарабатывает на них big tech. Уже давно люди
используют соцсети как источник новостей: например, в Великобритании это 39% взрослого населения, в Греции — все 71%. Без новостного контента и трафик, и доходы соцсетей и поисковиков упали бы.
3️⃣ Big tech, предвидя, что платить за новости всё же придётся, разрабатывал выгодные для себя способы оплаты контента — и они уже работают. Например, у Google есть система Google News Showcase, по которой он
готовится заплатить издателям > $1 млрд за контент. Аналогичный проект есть и у Facebook: отдельная
вкладка Новости. За размещение новостей на ней Facebook платит СМИ; проект уже запущен для пользователей Великобритании.