
Наши прихожане обращают внимание на любопытный факт: в апреле на российском рынке онлайн-торговли продуктами впервые за 13 лет сменился лидер. Онлайн-ретейлера «Утконос», который бессменно занимал первое место в сегменте, потеснила уже давно претендовавшая на лидерство в сегменте X5 Retail Group.
Оборот двух онлайн-платформ X5 - Perekrestok.ru и «Доставка.Пятерочка» - в апреле достиг 1,7 млрд рублей (рост год к году в 4,7 раза), причем большая часть - 1,2 млрд руб. - пришлась на онлайн-стор «Перекрестка». В то время как у «Утконоса» этот показатель, по предварительным оценкам Data Insight, составил 1,35-1,4 млрд рублей.
«Утконос», ясное дело, не раскрывает журналистам абсолютных показателей по выручке за апрель, отмечая лишь, что она выросла по сравнению с апрелем 2019 года на 84%. Это, по нашему опыту, говорит о том, что похвастаться на самом деле, нечем.
«Когда строили планы на год, мы и в страшном сне не предполагали, что будет ковид», — рассказывает Forbes по видеосвязи глава Perekrestok.ru Леонид Довладбегян, находясь на самоизоляции в своем домашнем кабинете. Для компании это был настоящий марафон 24/7, говорит управляющий директор: сборщики заказов буквально жили на складах, да он и сам не раз выезжал на объекты.
Начиная со второй половины марта спрос на доставку продуктов вырос на 90%, что оказалось несоизмеримо с возможностями сервиса. «Были дни, когда поступало по 15 000 заказов. К такому сумасшедшему спросу мы были не готовы», — признает Довладбегян.
Кстати, если помните, уважаемые прихожане, Перекресток и минимальный порог заказа вводил, и ассортимент товара урезал (правда, потом вернул) - все это было связано с апрельским бумом.
Вроде бы успех можно объяснить ситуацией и возросшим спросом, но и в 2019 году у Perekrestok.ru все было неплохо: он занял второе место в стране по выручке в этом сегменте, уступив «Утконосу» и опередив Ozon. По итогам 2019 года выручка сервисов составила 4,5 млрд рублей и 10,2 млрд рублей соответственно
Команда Довладбегяна приступила к работе в 2018 году - в Perekrestok.ru он пришёл уже с неплохим опытом в онлайн-продажах, правда немного в другой сфере - в 2015-2016 году он работал заместителем генерального директора «220 Вольт». По слухам, перед ним была поставлена задача - сделать из Перекрестка лидера рынка, который способен обойти не только по выручке, но и по качеству услуг и «Утконос» и всех остальных.
Так что, нам вся ситуация видится, конечно, не просто как следствие короны и удачного стечения обстоятельств, а результат планомерной работы команды ритейлера по развитию онлайн-продаж.