Size: a a a

2017 March 15
Кураев
Эти ре6ята жили во Франции. Потом их страну захватила Германия. Им - жителям провинций Эльзаса и Лотарингии - выдали паспорта граждан Рейха. И призвали в Вермахт. На общих основаниях. И попробуй уклонись. Восточный фронт. Плен.

В конце 43го  французов отделили от остальных военнопленных вермахта, переодели в советскую военную форму и собрали в лагере НКВД №188.

На январь 1944 г. таких набралось 1454 человека, из которых 799 выразили желание вступить добровольцами в бригаду Эльзас-Лотарингия, а 40 даже были завербованы в разведшколу.

Уже в советской форме их вывезли в Тегеран, откуда британцы их переправили в Тунис. Оттуда с боями эти бригада дошла до родного Страсбурга.

подробней: http://severr.livejournal.com/1315499.html
источник
Кураев
На церковном фронте без перемен

23 февраля 1917, в день начала уличных беспорядков в Петрограде, высший орган церковной власти рассмотрел множество дел (в первую очередь, бракоразводных) и вступил в конфликт с Министерством внутренних дел, которое санкционировало показ фильмов патриотического содержания на первой и четвертой седмице Великого поста. 

Синод решил, что, даже «и не будучи сопровождаемы музыкой и другими какими-либо развлечениями», демонстрация фильмов все-таки будет иметь «характер общественных забав», поэтому решение МВД не только не согласуется с законом, «но и противоречит общему желанию… верующих русских людей». 

http://ahilla.ru/po-arhiepiskopskoj-sovesti-zayavlyayu/

это последнее при-царское заседание Святейшего Синода. Духа прозорливости там явно не было.
источник
Кураев
Небольшой богословский спор

3 янсаря 1857 года парижский архиепископ Сибур служил в храме Сент-Этьен-дю-Мон.

На него с ножом набросился священник Верже с криком: «Пора покончить с богинями!.так он выразил свое несогласие с принятым незадолго до этого догматом о непорочном зачатии Девы Марии (который Сибур в принципе и сам не одобрял).

Священник-убийца позже был гильотинирован.
источник
Кураев
Державная. Реальность и миф

13 октября 1917 г.

СВЯТЕЙШЕМУ ПРАВИТЕЛЬСТВУЮЩЕМУ СИНОДУ

ТИХОНА, Митрополита Московского и Коломенского2 Донесение.

Причт Вознесенской, села Коломенского, церкви, Московского уезда, в Июне месяце сего года, донес Преосвященному Иоасафу, Епископу Дмитровскому, Управлявшему Московской епархией, что 2-го Марта с[его] г[ода] явилась к приходскому священнику крестьянка Бронницкого уезда [Московской губернии], деревни Починок, Евдокия Андрианова, проживающая в [слободе] Перерве [той же губернии], и сообщила о своих двух сонных видениях, бывших: одно - 13 Февраля, в чистый Понедельник, ей было сказано: «есть в Коломенском большая черная икона, ее нужно сделать красной и пусть молятся» и второе - 26 Февраля: «белая церковь, в которой происходит спор со старообрядцами и среди храма она видит торжественно восседающую женщину, хотя лик ее был не видим, по сторонам присутствовали два иеромонаха; и когда один из них объявил, что сейчас начнется спор с старообрядцами, то, на приглашение выйти, так как соберется толпа и будет душно, женщина согласилась и величественно пошла», при чем Адриановой было памятно, что «самый выход был как бы из подвала, а не из парадного хода храма». Выслушав заявление Андриановой, священник пригласил ее в храм, где показаны были ей все иконы, находящиеся на своих местах в ризах; осмотрев их, Андрианова спросила, нет ли где еще икон(?) На этот вопрос (-) священник приказал церковному сторожу и бывшему в храме прихожанину принести из подвала самую большую икону; когда ее принесли, то на ней от осевшей пыли не было видно лика, тотчас же промыли икону и на ней оказалось изображение: «Царицы Небесной, восседающей на
источник
Кураев
Патриарх служил в храме, который покинула Божия Матерь

О том, что событие, которое в церковно-политической мифологии называется явление Державной иконына самом деле было просьбой Божией Матари вывести Ее  из этого храма, было в предыдущем посте.

Сегодня это желание еще более понятно. Ибо настоятелем этого храма является епископ Гурий (Шалимов), изгнанный с парижской кафедры с обвинениями в гомосексуальных домогательствах.
источник
Кураев
Что есть церковь?

Сегояд в Коломенском Святейший зачитал молитву:

«Господи Иисусе Христе, Боже наш, Боже всякого милосердия и щедрот, Его же милость безмерна и человеколюбия неизследимая пучина! Ко Твоему величеству припадающее со страхом и трепетом, яко раби недостойнии, благодарение Твоему благоутробию о Твоих благодеяниих на Церкви Русской в мимошедшем столетии бывших, ю же велиею милостию Своею невредиму сохранил еси.http://www.patriarchia.ru/db/text/4834726.html

Значит, Русская церковь невредимой прошла ХХ век...

Отпадение от нее нескольких поколений, десятков миллионов людей - это не вред, не утрата?

Разрыв традиций семейного, приходского благочестия, монашеских традиций - это не утрата?

Сотни тысяч людей, убиенных за веру - это невредимость? Понимаю, с определенной точки зрения это и в самом деле так (для меня смерть - приобретение). Но тогда вредят себе те, кто окружает себя кольцом телохранителей и правозащитников.

Вообще эта формула делает невозможным разговор о каких бы то ни было успехах или неуспехах церковной жизни. Тогда надо сказать, что и в Сирии православная церковь невредима под властью запрещенной в России организации. За православную Украину тем более можно быть спокойным.
источник
2017 March 16
Кураев
Впишем наши имена в историю!

14 Марта было проведено плановое собрание Епархиального Добровольческого движения. Епархиальные Добровольцы обсудили успешные мероприятия, насущные проблемы, а также выстроили план дальнейших действий. В ближайшее время планируется начать работу по созданию условий для молодежи в реализации себя в спорте. А так же на стадии разработки находится проект, который по своему принципу напоминает всем известные нормы ГТО, только в нашем случае, люди будут показывать свои знания, в частности молитв, и Святого Евангелие.

По волеизъявлению большинства присутствующих на собрании добровольцев, была поднята на обсуждение деятельность многим известного своими скандальными высказываниями Дьякона Андрея Кураева.

По мнению Добровольцев, его деятельность является антицерковной, а так называемые разоблачения Архиереев и Священнослужителей, порочат имя Святой матери Церкви, ибо никаких весомых доказательств он не предоставляет, и в целом вся его деятельность является успешным бизнесом, а так же весьма эффективным аппаратом для отдаления людей от церкви.

В ближайшее время волонтеры намерены начать сбор подписей, и обратиться к Святейшему Патриарху Московскому и Всея Руси Кириллу, с просьбой обратить внимание на антицерковную деятельность Дьякона Кураева, отлучить от церкви, и лишить его священного сана.

https://vk.com/wall-26012117_10521

***Скорее, ну скорее же шлите свое челобитье в Патриархию. Надеюсь, и она услышит эту слезницу и отреагирует на нее.

Ибо нельзя и придумать более красивой, символической и многозначительной канонической кончины, чем от десницы коми-Питирима.
источник
2017 March 17
Кураев
Парижский Сан-Серж переезжает?

Основанный эмигрантами из России в 1925 году, Свято-Сергиевский богословский институт вскоре стал важнейшим центром развития мировой богословской мысли. В его стенах преподавали протоиерей Георгий Флоровский, епископ Кассиан Безобразов, протопресвитер Николай Афанасьев, профессор А.В. Карташев, выдающийся церковный композитор Русского Зарубежья М.Е. Ковалевский, а также светило русского богословия XX века — В.Н. Лосский. Из его стен вышли протопресвитер Иоанн Мейендорф, здесь учился, а затем преподавал протопресвитер Александр Шмеман.

К 1960-м годам в институте, основанном представителями русской эмиграции, учились студенты из Греции, Югославии, Англии, Франции, Швейцарии и других стран. Выпускники и преподаватели Свято-Сергиевского богословского института впоследствии сыграли важную роль в становлении Свято-Владимирской семинарии в Нью-Йорке (США), ведущего центра православного образования на Американском континенте, а также оказали огромное влияние на развитие и популяризацию богословской мысли в России.

Сегодня в связи с инженерно-техническими трудностями перед институтом стоит вопрос переезда. Причина банальна – ветхость существующих коммуникаций. В скором времени эксплуатация зданий может быть признана небезопасной, а значит, невозможной. Во избежании закрытия Ж.Ф Колозимо заявил о переезде института и поиске подходящего участка земли. На сегодняшний день у института нет возможности собрать своими силами денежную сумму, необходимую для дальнейшего существования.

Сайт русскоязычного заочного отделения: http://saint-serge-russe.com/

Официальное заявление президента ассоциации Свято-Сергиевского бо
источник
Кураев
Отойдя от рассадника

Семинария в переводе с латыни означает рассадник(можно - семенной фонд).Семена разлетаются далеко не только в географической смысле.

Возникло даже движение семинаристы за Соколовского(покемон-блогера).

На четвертый день громкого процесса по делу ловца покемонов в Верх-Исетский районный суд Екатеринбурга пришли сторонники Руслана Соколовского в подрясниках. Они не выступали на процессе, но своим присутствием хотели показать, что нельзя всех верующих записывать в число оскорбленных.

Корреспондент «Нашей Газеты» 16 марта после процесса побеседовал с одним из сторонников – выпускником Екатеринбургской духовной семинарии и Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых Кирилла и Мефодия – Виктором Норкиным.

— Виктор, расскажи, зачем ты сегодня пришел на процесс?

— Я сегодня пришел в суд, чтобы поддержать Руслана и выразить от лица других верующих, моих друзей среди священства, которые поддерживают позицию Руслана, что на такие вещи не нужно оскорбляться. Что нужно сотворять дела милосердия, добра, а оскорбление — это негативное чувство, которое осуждается отцами Церкви. Это сразу христианина отсекает от духовной струи.

— Много ли выпускников семинарии и представителей духовенства солидарны с тобой?

— Один из выпускников духовной семинарии будет выступать свидетелем за Руслана. Также среди таковых есть священники и диаконы — некоторые мои однокурсники, некоторые с других курсов.

Они предпочитают не афишировать это, поскольку за такое в нашей Церкви бывают прещения. Поэтому они не афишируют свои имена. Они в меньшинстве как всегда, но они есть.— Ты не опасаешься, что за твою публи
источник
Кураев
Еще раз о снах и Державной

В русской православной традиции весьма популярны рассказы о явлениях святых (обычно во сне), призывающих скорбящих людей к обращению за помощью к какой-либо иконе. Следуя этому призыву, православные христиане порою заново обретали старые святые образа (далее рассказ о Державной)… Подобный мистический опыт, только с упоминанием Библии вместо иконы, характерен и для братства ЕХБ.

В 1950-е-1970-е гг. среди советских баптистов неоднократно проис¬ходили чудесные «обретения» старых Библий, тщательно спрятанных верующими людьми в укромных местах во время сталинского террора 1930-х годов. Каждое такое событие становилось для членов церквей ЕХБ большой духовной радостью, близ¬кой по смыслу к православному торжеству, связанному с об¬ретением старинных икон. «Одна сестра очень скорбела о смерти своего отца, служителя церкви. Но однажды в сновидении она увидела отца, который сказал ей: «Не печалься обо мне, но больше поучайся из Библии...».

Показательно, что данный пример приводится даже не рядовым членом церкви, а генеральным секретарем ВСЕХБ А. М. Бычковым. Дух восточно-христианской традиции, неотделимый от некой благочестивой таинственности, движет бесчисленным множеством отечественных баптистов - как простыми людьми, так и их пастырями. И упоминание здесь Библии столь же далеко от протестантского принципа Sola Scriptura, как далек сам Восток от Запада. Загадочный голос во сне, повелевающий православной крестьянке молиться перед иконой, и почивший отец баптистки, поучающий ее в сновидении читать Библию, - это духовные явления одного порядка.

Прохоров К. Русский баптизм и православие.12 М., ББИ., 2017, сс. 222-223.
источник
Кураев
Вечерняя Лиутргия у храма Новомучеников

http://www.pravoslavie.ru/101889.html

Светлое событие. Прекрасный храм.

Непонятно лишь, зачем  было писать, что На месте страдания тысяч христиан у подножья прекрасного собора. Неужто в Сретенском монастыре были расстреляны тысячи христиан?

Может, кто-то знает хоть какие-то основания для такого заявления с такими цифрами?
источник
Кураев
Старики, помните?
источник
Кураев
Не просто Димон



Никас Сафронов. Портрет Дмитрия Медведева. 2008.

(перебирая вещи в шкафу, нашел альбом Никаса, подаренный им мне. А там - такое).
источник
2017 March 18
Кураев
Когда СССР еще ничем не насолил Болгарии

русофобия у местного элитного духовенства уже была:

1)митрополит Борис, гр. Неврокоп. 2) протопресвитер профессор Стефан Цанков, София. 3) Епископ Кирилл, секретарь Синода. 4) Архимандрит Климент, ректор  семинарии, гр. Пловдив. 5) Архимандрит Филарет, протосинкел св. митрополии, гр. София.Очень культурные человека, милые.  Всем им пишите по-французски (русского языка не любят). Хотя, сказать по правде, все они психологически гораздо ближе к протестантству, чем к Вам (и чем к нам, к русскому православию). Но все это – милые люди, живые и на голову выше и культурнее всего остального.прот. Вс. Шпиллер. 1937 год.
источник
Кураев
Провал униатской миссии

1942 год; церковная жизнь Украины под немецкой оккупацией:

В Николаеве, тоже в Киеве с самым искренним воодушевлением встретили и проводили – т. е. не приняли большую униат[скую] миссию. Никакого отталкивания, никаких, конечно, эксцессов не приняли и не сохранили, и проявили самое настоящее братолюбие, в чем не было ни на волос позы.

о. Всеволод Шпиллерhttps://www.sedmitza.ru/lib/text/6346355/
источник
Кураев
Плачущие большевики

Да,  мы  можем  найти  грехи  у  уважаемого  товарища Лукьянова  и  у  любого  из  нас.  Территория  Кремля  позволяет,  здесь  есть  древние  храмы,  и  мы  можем  отвести часть  их  под  исповедальню  и  попросить  отца  Питирима отпустить  нам  всем  грехи. (Аплодисменты)

(Журавлев  А.  Г.,  профессор  Республиканского  меж­отраслевого  института  повышения  квалификации  руко­водящих  работников  и  специалистов,  г.  Минск  (Минский — Советский  территориальный  избирательный  округ,  Минская  область)

Стенограмма первого съезда народных депутатов СССР. 1989с.339.

http://militera.lib.ru/docs/0/pdf/snd1989-1.pdf
источник
Кураев
Православный гуманизм

В церковном официозе сегодня модно обличать гуманизм как ересь. И с этим я принципиально не соглашусь. Ибо не всё позволительно думать о человеке и не все позволительно делать с ним. Если даже Крест - нас ради человек, то как христианин может не быть гуманистом?

И уж тем более в России:

Все-таки вовсе не «человека, как родовое понятие» обоготворила русская интеллигенция, а совсем другое — народ, мужика, во образе страдальца, даже не реального городского пролетария. Из-за святой, не переставая жившей, в сердцах — пусть не принято было на это ссылаться, — укоренившейся памяти о том, как по слову Тютчева, обходит Русь сам Христос, благословляя народ. Не кумир нечестивый ставили на святом месте и молились ему, а только священный предмет, правда, не Бога, но благословенное от Бога, или хоть думали — и разумеется грубой ошибки тут не было — что есть на предмете знак благословения Господня. Народ, крестьянство!

И каялись. Отрекались от благ земных, принимали схиму, самые преступления свои понимали, как восхождение на лобное место, дабы сподобиться мученичеству. Сектанты были, подвижники, молельники ...

А в восьмидесятых годах услышали будто стон прошел глухой по земле русской. Целые четьи-минеи новые записывались о страданиях за веру, там, в дали недосягаемой, хотя и близко: стоит свернуть с железнодорожной станции по проселку в любое село, как это часто делал Глеб Успенский; там среди этого самого народа, молитвенное отношение к которому стало обязательно людям всех партий, шла тревога за веру; не книжная, а живая еще в народе, показалась, вера; горит светочами множества праведников. Какая вера? Нет, не православная. Впе
источник
Кураев
Психоанализ и пастырство

Учительница, хороша собой, подчеркнуто интеллектуальна. Жалуется, что ее отношения с мужчинами непременно разрываются сразу же, как только она замечает у партнера стремление телесного общения.

Она католичка, но понятие Богисполнено для нее таким чувством, словно она обязана безусловно покориться Ему, чтобы утишить Его гнев в виду своей греховности.

В детстве отец надолго ставил ее на колени на пол, посыпанный горохом, и еще бил при этом, после чего она обязана была идти на исповедь.

Ясно, что в своих отношениях с мужчинами она просто мстила за страдания, перенесенные от отца, и чувство вины за свою мстительность переносила на свое отношение к Богу.

Этот случай показывает, как невротическое нарушение в отношениях с людьми мешает понять главное в христианстве: что Бог есть любовь.

- Edgar Draper. Psychiatry and Pastoral Care. р.152Эдгар Дрейпер. Психиатрия и пастырское попечение. Филадельфия, 1970; русский перевод: Есть машинописный русский перевод в библиотеке ТСЛавры.

Анализ интересен. Жаль, не описаны рекомендации доктора.

Еще:Один пастор имел страх перед желанием причинить кому-либо боль, и на почве этого у него развилась фобия совершить что-либо подобное во время причащения. Особенно он боялся во время службы пролит вино, которое для него буквально представляло чью-то кровь. Когда он убедил себя в том, что это всего лишь символ и никто в действительности не ранен; кроме того - все это было давным-давно-он почувствовал облегчение(стр. 125).

В отношениях между врачом и пациентом создается зона, свободная от религиозных, морализаторских и этических оценок. Лишь это позволяет пациенту говорить о постыдных и тягостных момен
источник
2017 March 20
Кураев
Наш скудный богословский пейзаж

Статья священника Владимира Зелинского (Кпльский патриархат, Италия) о современном русском богословии. 2012 год.

https://www.facebook.com/vladimir.zelinsky/posts/1677954055563617

Упоминаются:митр. Иларион АлфеевВасилий ЛурьеАндрей Шустровдиакон Андрей КураевАлексей ОсиповДаниил Сысоевсвящ. Георгий Чистяковпрот. Павел Великановсвящ. Георгий Завершинскийсвящ. Леонид Цыпинигумен Петр Мещериновпрот. Геогий МитрофановМихаил ШкаровскийМихаил Бабкинпрот. Владислав Свешниковархим. Платон ИгумновИрина ЯзыковаАнна Шмаина-ВеликановаАндрей Днесницкийпрот. Леонид Грилихес

Il metropolita Ilarion Alfeev (1966), stretto collaboratore dell’attuale Patriarca Kirill, che ha fatto una folgorante carriera sotto la tutela di quest’ultimo. Laureato ad Oxford, dottore in teologia in diverse università, patrologo, è uno scrittore fecondissimo. Il suo campo è anzitutto la patristica. M. Ilarion è autore di alcune monografie su Gregorio il Teologo, Isacco il Siro (del quale ha anche tradotto dei testi finora sconosciuti) e Simeone il Nuovo Teologo. Ma la sua opera principale sono i tre grossi volumi sull’Ortodossia, una somma teologica in materia. Ha scritto anche un volume sulla teologia ortodossa del secolo XX, due grandi volumi sulla preghiera di Gesù ed altri libri. Il metropolita Ilarion è famoso anche come compositore religioso, i suoi oratori spirituali sono stati eseguiti in molte sale di concerto (anche a Roma, davanti al papa Benedetto XVI). Come si sa, il metropolita Ilarion occupa il secondo posto nella gerarchia della Chiesa Ortodossa Russa come capo del Dipartimento delle relazioni con l’estero, perciò spesso è considerato come l’erede dell’attuale Patriarca. Ma nel clima piuttosto conservatore che regna nella Chiesa Russa il metropolita ha una reputazione per ora “troppo ecumenica”.La patristica nella Chiesa ortodossa non è una disciplina puramente accademica, come in Occidente; ma è, direi, una scienza spirituale che si trova al centro della riflessione teologica. Rimanendo in questo campo dobbiamo nominare Aleksej Sidorov (1946), professore dell’Accademia Teologica di Mosca, che ha pubblicato numerosissimi e dettagliatissimi commenti alle edizioni di diversi santi Padri. È anche l’autore di un corso di storia della patristica in 5 volumi, opera che è diventata un avvenimento importante nella vita teologica in Russia.Un altro nome, sempre in campo patristico, di cui non si può fare a meno di ricordare, è il vescovo Vassilij Lourie (1962), capo di una piccolissima chiesa “alternati
источник
Кураев
Монастырь как тюрьма

Интересно, это чисто русская идея, или в Византии такое уже было? Или заимствовано из европейской практики?

Опять же - эти ответы могут разниться по контингентуссылаемых: а) провинившиеся подданные; б) провинившиеся в глазах начальства крестьяне церковных деревень; в) провинившиеся клирики.

Есть ли сегодня эта практика или ей еще предстоит возродиться? Посылаются ли уже волей архиереев белыеклирики на исправлениев монастыри? Где?

***Указы царевны Софии Алексеевны 7 апр 1685:

1. Которые расколщики святой церкви противятся, и хулу возлагают, и в церковь и к церковному пению и к отцам духовным на исповедь не ходят, и святых таин не причащаются, и в дома свои священников со святынею и с церковной потребой не пускают, и меж христианы непристойными своими словами чинят соблазн и мятеж, и стоят в том своем воровстве упорно: и тех воров пытать, от кого они тому научены, и сколь давно, и на кого станут говорить и тех оговорных людей имать и расспрашивать и давать им меж себя очные ставки, а с очных ставок пытать; и которые с пыток учнут в том стоять упорно ж, а покорения святой церкви не принесут, и таких, за такую ересь, по трикратному у казни допросу, буде не покорятся, жечь в срубе и пепел развеять.

2. А буде кто у казни обратятся и принесут к святой церкви повиновение, и обещаются с чистым намерением так не делать: и таких посылать в большие монастыри и держать их в тех монастырях под началы, в великом бережении и за крепким караулом, и давать им хлеба и воды по мере, и приставливать к ним добрых и искусных старцев, и велеть их приводить в церковь Божию ко всякой церковной службе, также и к келейному правилу, и смотреть за ними с
источник