@tov_VyushНеплохая статья! Хороший экскурс в историю борьбы большевиков со всевозможными уклонами, с ссылками на источники.
Оставлю небольшую критику статьи. Свое личное "лол кек, пок-пок-пок!", без права на авторитет)
1) *Больше примеров из настоящего.* Надо добавить что-то из современного, из сегодняшней действительности. Связать таким образом прошлое и настоящее, в целях распространения пропаганды дальше границ понимания представителей только левого или коммунистического движений, и людей разбирающихся в истории. Да и тем товарищам, кто редко соприкасается с обществом, или избегающих с ним общения, тоже будет полезно узнать что-то новое об окружающем мире. Например, можно указать предпосылки возникновения всевозможных уклонов и какие они принимают формы сегодня. Описание настоящего, как развитие прошлого, создаёт историческую значимость для будущего.
2) *Больше обывателю понятных слов.* Классовый подход - верный, но большинство, даже в "движении", классово не только не мыслят, но сами ещё со спящим классовым сознанием. Бунтарство, безразличие и безысходность правят сегодняшним сознанием общества, и наши теоретически плохо подготовленные товарищи, лишь следствие этого процесса. Добавить бы уточнение про классы и классовую позицию или описывать эти понятия с помощью конкретных и соответствующих сегодняшнему дню явлений. Если постороннему человек сказать, что он мол, мыслит и действует буржуазно, то - не поймет, в большинстве случаев. Причем, не поймет, как с точки зрения отсутствия понимая о наличии классов, так и факт того, как буржуазный быт действует на сознание индивида: как человек и его мысли, смыслы, стремления - становятся товаром?; Как уважение, ответственность и отношения в обществе становятся предметом торга, т.е. тем, что можно купить или продать, что имеет свою стоимость? Возможно, выглядит слишком глобально для статьи о необходимости критики и борьбы с уклонами, но к сожалению, именно такие люди в движение и приходят, а других буржуазный быт не воспитывает.
Поэтому, на мой взгляд, при упоминании классов и классового подхода, стоит, или уточнять подробно моменты связанные с ними, либо заменить на понятные обществу термины. "Дворян и министров-капиталистов" все ведь помнят, верно?)
4) *Возможное за действительность или действительное за возможность* Диалектический материализм и Марксизм-ленинизм, пока не являются мировоззрением и учением рабочего класса. Мировоззрение и учение, объективно на сегодня, сами не появятся, но можно занести их извне.
3) *"Выступать не против, а ЗА".* Если пишется статья, как обоснование критике, через показ исторического опыта, то этот момент надо уточнять более четко, не оставляя места всевозможным разночтениям. Мол, исторические факты мы выложили, дальше думайте сами - так это не сработает. Например, вы написали статью или цикл статей на какую-то тему. Эти статьи поняли не правильно, иной раз не читая, поддавшись своему "особому" мнению, а чаще всего - мнению чужому, не напрягая свое мышление. Тогда, вполне ожидаемо, критику на "недостаточную критику" воспримут в тех же рамках понимания написанного, что и предыдущие статьи. Дайте альтернативу читателям, в виде логики развития явления прям по конкретным случаям. Можно приложить особо упоротые критические мнения и самые адекватные, показав какая критика имеет под собой основание, а какая точно нет. Также, можно прикладывать книги и работы, которые помогают разобраться в том, как необходимо критиковать и все подвергать сомнению. Так, хотя бы можно достучаться до тех, кто пока не совсем понимает, что сама теория марксизма развивается и укрепляется только через конструктивную критику, борьбу и испытание других, противоположных или параллельных, идей.