Казалось бы, самоизоляция - огромные возможности для развития e-commerce. Но не всё так просто. Дело в том, что прибыли крупных маркетплейсов... упали.
Но как же так? Ведь число заказов растет, продажи через интернет бьют все рекорды и курьеры только и успевают шнырять по улицам.
Но тут стоит немного разобраться в том, на чем же зарабатывают маркетплейсы. Маркетплейс - крупная интернет-площадка, берущая на себя все затраты по продвижению и пиару товаров, по их доставке и логистике, но сами товары маркетплейсы размещают в основном не свои, а партнеров-мерчантов. Так работают крупнейшие торговые сети - AliExpress, Amazon, в России - Беру, Ozon, Goods, Lamoda. Основные затраты компаний считаются от одного заказа. Т.е. каждый заказ надо обработать, упаковать, хранить и доставить. Соответственно, траты компаний растут пропорционально росту числа заказов. Плюс, заказы осуществляются по разным моделям - доставка до порога, доставка до пунктов выдачи, "закажи и забери" и так далее. До самоизоляции наиболее популярными были варианты с Закажи и забери, траты на которые - минимальны, человек, по сути, просто бронирует товар в магазине, оплачивает его на сайте, а затем сам забирает. Выгода максимальная, трат - минимум.
Но вот сейчас с этой схемой проблема. И даже до пунктов выдачи доставки упали. Сейчас всем подавай доставку до порога. И вот тут-то затраты маркетплейса становятся максимальными.
Прибыль же маркетплейсы получают с процента от заказа. Чем больше средний чек - том больше получает наша платформа. И вот сейчас мы видим, как при растущем спросе средний чек начинает падать. Люди откладывают дорогие покупки в высокомаржинальных категориях, где комиссия максимальна ввиду падения доходов и покупают лишь товары первой необходимости, на котрых маркетплейсы, зачастую, работают в убыток себе для привлечения лояльных покупателей.
Таким образом, мы получаем, что затраты маркетплейсов растут, доход падает, а значит, что платформы оказываются в интересном положении.
Что остается маркетплейсам? Повышать цены нельзя, конкуренты-маркетплейсы моментально сожрут освободившуюся долю рынка. В России сейчас идет отчаянная грызня за место "Российского Amazon", где победитель получает всё. Так откуда же взять деньги?
Всё нагрузку перекладывают на партнеров-мерчантов, представителей малого и среднего бизнеса, повышая им комиссии, ужесточая требования по времени отгрузки товаров, жестко диктуя требуемую номенклатуру товаров и так далее. По сути - мы наглядно видим, как крупный капитал выжимает последние соки из своих более слабых оппонентов - мелких буржуа, пролетаризируя их и выдавливая все соки, способствуя дальнейшей монополизации.
Изобретя платформы, капитализм не придумал чудесного способа собственного спасения. Капитализм лишь, с одной стороны, в очередной раз показал своё истинное лицо, с другой - вновь показал адептам свободного рынка, кто тут папа.