Тут я с вами полностью солидарен.
Вы можете отмотать и заметить, что я сразу написал, что к Быкову вопросов нет.
Хотя нет, не полностью.
Есть мнение, что искусство не зеркало, но молот.
К чёрту созерцательное искусство.
Есть еще такой момент, что из всего имеющегося кино, фильм Быкова, наверное, единственный отражает классовую природу общества. Седой - пролетарий, менты - слуги государства, Кулагин - мразь-капиталист. Насчёт тумана мое мнение, я думаю, будет спорным. Но туман, как мне кажется, олицетворяет "средний класс", который тоже страдает от схожих с работягами проблем (у одного больная мама, а у него больная жена), но живёт лучше за счёт того, что более полезен для мрази-капиталиста. Поэтому он входит в этот классовый конфликт на стороне Кулагина. В процессе конфликта он все больше начинает сочувствовать Седому, и наконец, когда последнего убивают, он определяется, на чьей он стороне будет в следующий раз. Поэтому с завода выходит как бы переродившийся Седой - Туман, который в силу этого опыта и большего понимания пойдет другим путем.
Я думаю, что возглас "а забастовки не боишься?" в начале фильма и был про это.