Любопытную новость с интересными формулировками сегодня принесли источники в руководстве «Единой России» (их
цитируют РИА Новости).
«В "Единой России" допускают появление в ближайшее время объединений мажоритарных депутатов как отдельной политической силы, запрос на которую созрел в современном обществе… Возможно, появятся объединения мажоритарных депутатов. Достаточно скоро может появиться проект, который станет основой для объединения таких политиков». Самое интригующее тут – это формулировка
«достаточно скоро».«достаточно скоро».
Следующие выборы в Госдуму пройдут через два года, осенью 2021 года. Избирательная кампания фактически начнётся через год, следующей зимой. Не так и много времени осталось, но это всё же и не совсем скоро.
Означает ли уточнение «достаточно скоро», что подобные объединения мажоритариев как отдельной политической силы могут появиться в Госдуме
ещё до выборов 2021 года?
Это было бы по-своему логично. Нужно успеть прорекламировать новый, дополнительный к ЕР политический проект к следующим выборам, дать ему публичную трибуну и спикеров – а время неумолимо уходит, и российский избиратель в массе своей по-прежнему знает о существовании только четырёх парламентских партий.
Фракционная монолитность важна на случай критически значимых голосований за непопулярные решения (как было в случае с пенсионной реформой), когда партийным и административным ресурсом нужно обеспечить массовое голосование «за». Но ближе к выборам власть уже вряд ли пойдёт на новые непопулярные реформы – наоборот, социальная повестка в думском законотворчестве в этом году преобладает.
Да и само голосование вразрез с позицией ЕР по некоторым громким законам – это неплохой способ раскрутить «отдельную политическую силу». Например, если речь идёт о законах по интернет-свободам или экстремизму (ведь вряд ли ЕР в здравом уме отдаст новой политической силе социальную повестку).
Надо сказать, что политическая возможность воссоздать в Госдуме отдельные депутатские группы – вслед за возвращением в парламент одномандатников – представилась ещё осенью 2016 года, но тогда она не была реализована.
Можно было хотя бы формально, на уровне внешнего образа Госдумы, разбавить получившееся сверхбольшинство ЕР созданием близкой к ней, но самостоятельной депутатской группы из:
- одномандатников, выдвинутых ЕР, но не являющихся её членами (или вообще ранее связанных с другими партиями);
- одномандатников от "Родины" и "Гражданской платформы" (они так и остались внефракционными депутатами);
- (сразу или в будущем) отдельных одномандатников-эсеров, не особенно вовлечённых в партийную жизнь (как Леонид Левин).
Самой очевидной объединяющей платформой для таких депутатов на тот момент казалась платформа ОНФ. Ведь немало думских новичков, в том числе одномандатников, проходили по категории «выходцы из ОНФ» (хотя в списках их было побольше).
Впрочем, и сейчас в ОНФ явно собираются вдохнуть новую жизнь, судя по последним кадровым сводкам с Фронта.
Однако теперь имеется
важное процедурное препятствие. Раньше, по регламенту Госдумы, для создания депутатской группы требовалось 35 депутатов.
В этом же созыве, не став сперва реализовывать возможность создать дружественную депутатскую группу, ЕР поправила регламент таким образом, что все одномандатники от партий должны входить только в партийную фракцию. А депутатские группы (на правах фракции, а не внутри фракции) теперь не предусмотрены регламентом Госдумы в принципе.
При необходимости регламент всегда можно поправить. Хотя будет странно, если ЕР своими же руками начнёт создавать себе партнёра-конкурента.
Или всё же
«достаточно скоро» для источников РИА Новости в руководстве партии – это период
уже после выборов 2021 года?
И речь о том, что ЕР может не выдвигать своих кандидатов в некоторых сложных округах ради новой политической силы (а не в рамках договорённостей с СР, ЛДПР и отчасти КПРФ, которым освободили пару десятков округов в 2016 году)?