
Сегодня поговорим с вами на такую важную и интересную тему, как отсутствие сна. Дружественный философско-демократический канал Незагорами недавно написал пост про новейшие открытия в биологии сна. Однако меня, скорее, интересует больше экономическая, социальная и философская составляющие сна. Для интересующихся этой темой рекомендую книгу Джонатана Крери "24/7: Поздний капитализм и конец сна" (к сожалению, не переведена).
В книге Крери связывает между собой несколько процессов: продолжающееся укрупнение и глобализацию капитала, "мутацию капитализма" (переход капитала в виртуально-финансовый сектор) и переход к "обществу контроля" (эксплуатирующему компьютеры и эксплуатируемому компьютерами) по Делёзу, во-первых; во-вторых, слияние его с "обществом спектакля" по Дебору: процесс создания, рекламы, продажи товара, самореализации человека через этот товар, общественные отношения и товарные отношения - всё превращается в симулякр, "спектакль", сотканный из множества интерпретаций (метамодернизм). Наконец, в-третьих, в книге Крери прослеживаются и следы концепции "биовласти" Фуко (через тотальное "общество контроля"), "Империи" Хардта и Негри (продлжающейся монолитизации транснациональной капиталистической структуры) и классического отчуждения по Марксу (в дальнейшем наиболее проявившемся в работах Маркузе). Однако, если Маркс подразумевал отчуждение работника от процесса производства (творческое и экономическое отчуждение), Маркузе - отчуждением человека от своих желаний и потребностей (социальное отчуждение), то Крери говорит уже о третьем этапе - биологическом отчуждении человека.
В начале XX века рабочий в США спал в среднем 10 часов, в середине - 8,5 часов, сейчас - около 6,5 часов. Крери говорит о необходимости сна и как биологического, и как социального феномена, как последнего убежища автономии, подрываемого рыночным капитализмом, вступившим в союз с цифровыми техноологиями. Каждый пятый американец моложе 25 лет просыпается ночью, чтобы ответить на сообщения в соцсетях и просмотреть свои профили на различных аккаунтах. Создаются все условия, чтобы стереть грань между сном и бодрствованием, в первую очередь - за счёт сна (хорошо показано на этой выставке): нашу жизнь поглотили эмбиент-музыка, "ночной" режим экранов мобильных устройств, всё сделано для того, чтобы создать иллюзию столь необходимого нам сна, вместе с тем избегая полноценного отрыва от капиталистической системы.
Ещё одним процессом является непрерывное ускорение общества. На рубеже XIX-XX веков люди мечтали о машинизации жизни, полагая основной целью освобождение человека от наиболее тяжёлых работ, а в перспективе - сокращение рабочего дня вообще и высвобождение "лишнего" времени для саморазвития. Уже в середине XX века стало понятно, что такое видение как минимум однобоко и не учитывает неизбежного при капитализме роста безработицы и маргинализации общества (появились даже движения неолуддитов). Но Крери раскрывает нам ещё одну сторону машинизации, социально-психологическую: мы производим всё более совершенные машины, чтобы освободить больше времени, которое мы потратим на работу с этими машинами, их усовершенствование и, в конечном итоге, разработку новых, ещё более совершенных машин. Капитализм лукаво апеллирует к нашей совести, пользуясь приёмами квазифашистского футуризма и апеллируя к мощности и непогрешимости машины. Он заставляет нас чувствовать себя виноватыми в том, что мы не можем функционировать подобно машине - непрерывно, без ошибок, без сбоев, без переутомления, 24/7.
P.S. Американские медики ведут исследование новых методов вмешательства в биологию человека, которые позволят американским солдатам не спать продолжительное время.
P.P.S. По подсчётам американских биологов, сокращение рабочего дня на 1 час (и увеличение сна на 1 час) позволило бы увеличить ВВП на 5% за счёт снижения переутомления.
Хорошие рецензии на книгу Крери можно также прочитать здесь (на русском) и здесь (на английском).