Сегодня прозвучало в бытовом разговоре про «а не шарахнут ли Россию протесты после ЧМ». Я бы сказал что однозначно не шарахнут. Я бы даже сказал еще шире: никогда не шарахнет ничего из разряда «голодного бунта», то есть неполитического протеста.
Люди, которые все время «Путин-Путин», а потом вдруг Волоколамск, Платон или Кемерово, это не самые устойчивые товарищи. Если их не волновали проблемы России до пенсионной реформы, то и после волновать не сильно будут. Они их просто не видят, пока вопрос не касается сокращения пайки. Все успокоится и власть это хорошо знает.
Я считаю, что оппозиции делать ставку на пенсии бессмысленно: тема может и «народная», но совершенно дохлая. То, чего хочет «народ» может дать им… Путин, но не оппозиция. Мы можем лишь подчеркнуть тот факт, что население снова обманули. Пенсии – не политический вопрос. Это вопрос сугубо утилитарный, ровно, как и Платон. Оппозиция может рассуждать на тему соцобеспечения, но это опять же будет проигрышной темой, дележкой шкуры непойманного зверя. И с пенсиями если что и будет, то «Царь, верни, как было», а не «Царь уходи». Единственный возможный выхлоп – понимание людей, что власть их снова надула, общее недовольство. Но ждать что в этот-то раз «покусились на святое» не стоит. Перетерпят так же, как терпели прежде.
И это, как по мне, сама власть понимает хорошо: Волоколамски, Кемерово, Платоны – это все для них полицейский вопрос, а не политический. Все, что не требует конкретного пересмотра системы, для них не угроза. Требования, из которых не следует отставка и люстрация чиновничьего аппарата – для них не угроза. Это даже для них не серьезное требование. Как только вы требуете чего-то одного, скажем, НДС 16% или пенсионный возраст 60, то все, вы идите лесом, потому что это требование так себе, не страшное, а значит, вы и внимания даже не стоите. Только в случае какого-то реального акционизма, как с Платоном, будут разбираться. И то, как с полицейским вопросом, а не с политическим.