О лишении гражданства в Беларуси
В Белоруссии весьма некстати
пришло время рассматривать в первом чтении законопроект о лишении гражданства за терроризм, экстремизм и «причинения тяжкого вреда интересам страны».
Законопроект плановый, о нём СМИ писали ещё
в апреле, нормы о лишении гражданства в нём идут в пакете с нормами об упрощении приёма в гражданство. Субъектом законодательной инициативы с вероятностью в 99% являются либо АП, либо Совмин, законопроект после принятия парламентом пройдёт конституционный контроль.
Лишать гражданства будут лишь тех, кто приобрёл его в ходе процедуры натурализации, то есть лица, получившие белорусское гражданство по праву рождения, без паспорта остаться не смогут. Ст. 10 белорусской конституции гласит, что «никто не может быть лишён гражданства Республики Беларусь», кроме того, есть ещё и Конвенция ООН от 1954 года «О статусе апатридов» и Конвенция ООН «О сокращении безгражданства» от 1961 года, которые содержат обязательства стран не плодить своими решениями апатридов. Но РБ данные конвенции
планировала ратифицировать в 2020 году.
Однако уже сейчас этот законопроект может стать проблемой. Отсылки чиновников к международной практике, конституции и опыту других страны, скорее всего, не сработают.
Во-первых, прими бы его весной проблем не было бы. Сейчас же, на фоне протестов, у многих могут возникнуть подозрения, что данный законопроект является реакционным и принимается с целью политического давления на инакомыслящих.
Во-вторых, после казуса с Марией Колесниковой и де-факто лишением гражданства митрополита Кондрусевича из-за формального наличия у него двойного гражданства, выдавливанием из страны оппозиционеров, а также массового отчисления студентов, подозрения со стороны противников белорусской власти сложно будет назвать необоснованными.
В-третьих, для стран запада такие законопроекты всегда отдают не лучшей советской практикой лишения гражданства и высылки за пределы страны. Поэтому есть риски, что данный законопроект может негативно сказаться на и без того не наилучшей репутации белорусской власти.
В-четвёртых, как показала практика задержаний сотен граждан, оказаться фигурантом уголовного дела по статье «терроризм» в РБ несложно – было бы желание у властей квалифицировать хороводы по Минску по данной статье УК.
В-пятых, если в Британии или России свои реальные террористы и халифатчики есть, то в РБ их нет. Это лишает смысла данный законопроект – лишать гражданства будет некого.
Поэтому этот законопроект – яркий пример того, как можно начать принимать обычный законопроект не в то время. По уму из него лучше бы убрать нормы о лишении гражданства, тем более по такой размытой формулировке как «причинение тяжкого вреда интересам страны», под которую можно подогнать всё, что угодно, оставив лишь нормы о либерализации процедуры получения белорусского гражданства.
Так и люди будут спокойнее, и белорусов, чьё гражданство получить крайне сложно, станет больше, что пойдёт республике только в плюс особенно на фоне протестов, а также эмиграции по трудовым и политическим причинам.