Аналитики из компании «Минченко консалтинг» и Российской Ассоциации по связям с общественностью сделали анализ первых шести месяцев работы нового правительства России.
«Правительство Михаила Мишустина оказалось в беспрецедентной ситуации
отсутствия традиционного «медового месяца» - спокойного предварительного
периода подготовки новых экономических решений, направленных на стимулирование экономического роста. Вместо этого, новое правительство столкнулось сразу с тремя кризисами, которые пришлось разрешать в форсированном режиме.
По результатам опроса экспертов-членов РАСО, лучше всего правительство справилось с кризисом нефтяных цен, чуть хуже – с периодом болезни
коронавирусом Михаила Мишустина, а самым трудным для борьбы оказался
коронавирусный кризис. Теперь же, после некоторой стабилизации ситуации с COVID-19, новому правительству предстоит показать - насколько эффективно оно готово решать те задачи, для выполнения которых оно изначально было сформировано (рост темпов экономического роста, перезапуск национальных проектов, цифровизация и т.д.).
Большая часть экспертов РАСО полагают, что новое правительство в данный момент является техническим (78%), 9% опрошенных считают новый состав кабинета министров правительством одной темы – «цифровизации», только 8% рассматривают правительство Мишустина как «правительство прорыва».
По мнению опрошенных членов РАСО, наиболее эффективно правительство продемонстрировало себя в вопросах коммуникации – 3,8 балла из 5. Чуть хуже правительство справляется с вопросами администрирования – 3,6 баллов. Пока больше всего вопросов возникает насчет формирования стратегического видения – эксперты РАСО оценивают данный параметр эффективности лишь в 2,3 балла.
По мнению опрошенных членов РАСО, наиболее вероятным сценарием выхода из кризиса для правительства станет программа новой «послевоенной пятилетки», которая делает ставку на форсирование инфраструктурных проектов и мобилизацию ресурсов подд кураторством членов «Политбюро 2.0». Менее вероятным представляется сценарий либерализации экономики – «Новый НЭП». Наименее вероятным сценарием по мнению экспертов РАСО является реализация нового «Плана Маршалла», который предполагает привлечение ресурсов внешних игроков.
С точки зрения реконфигурации групп влияния, в «Политбюро 2.0» в составе нового правительства серьезно ослабла группа Дмитрия Медведева. При этом усилились группы Игоря Сечина и Сергея Собянина. В новом правительстве сразу пять человек, аффилированных с мэром Москвы (Хуснуллин, Решетников, Якушев, Фальков, Колокольцев). Представительство таких групп, как Чемезов, Патрушев, Ковальчуки, Ротенберги, Тимченко можно расценить как стабильное. Отметим, что сразу 4 вице- премьера в новом правительстве ориентированы лично на М.Мишустина (Чернышенко, Григоренко, Абрамченко, Оверчук), хотя пул их полномочий скорее административно-бюрократический, нежели сугубо политический.
В рейтинге устойчивости членов правительства среди вице-премьеров в ТОП- 3 попали Андрей Белоусов, Татьяна Голикова и Марат Хуснуллин, пятерка наиболее устойчивых министров – это Сергей Шойгу, Антон Силуанов, Сергей Лавров, Денис Мантуров и Александр Новак. Отметим, что практически все из перечисленных членов правительства ориентированы скорее лично на президента, нежели на конкретного члена «Политбюро 2.0» и обладают высокой степенью политической автономии. Отдельно отметим руководителя Роспотребнадзора Анну Попову, которая стала самой упоминаемой среди глав федеральных служб за первые полгода (более 95 тыс. упоминаний по данным «Медиалогии»), зачастую артикулируя автономную от других управленческих структур повестку по вопросу противодействия коронавирусу».
https://minchenko.ru/netcat_files/userfiles/Polgoda_Pravitelstva_Mishustina_20.07.20.pdf@CIS91