Вчерашняя встреча президента Путина с Виктором Медведчуком, как и встреча с ним 10 июля Дмитрия Медведева, и общее надувание Москвой информационного шума вокруг его фигуры – это очевидная и понятная попытка увеличить долю голосов русскоязычных избирателей за партию «Оппозиционная платформа – За жизнь» на предстоящих в воскресенье выборах в Верховную раду.
Действительно, эта партия за последнюю неделю повысила свой рейтинг и может набрать на выборах до 15% голосов, заняв уверенное второе место. Похоже, Кремль пытается позиционировать Медведчука как ключевое звено в контактах между Россией и Украиной, как ресурсного посредника, который может способствовать и освобождению украинских моряков, и обмену пленными с ДЛНР, и получению скидки в цене на российский газ, и, наконец, процессу политического урегулирования в Донбассе.
При том, конечно, условии, что президент Зеленский будет готов плотно взаимодействовать с Медведчуком, а в идеале – включит его партию в правящую коалицию в Раде.
Однако расчеты эти мало реалистичны. Судя по всему, партия Зеленского «Слуга народа» возьмет по спискам 40-50% и сможет сформировать коалицию большинства с «Батькивщиной» Юлии Тимошенко, которая получит 7-8%, и с партией Святослава Вакарчука «Голос» (если та преодолеет 5% барьер). Что касается Медведчука, то от него команда Зеленского подчеркнуто отстраняется и ставит под сомнение его эффективность даже в качестве переговорщика по обмену пленными. И понятно почему.
Медведчука воспринимают на Украине как проводника интересов России. Для кого-то это плюс, но у преобладающего большинства людей, причисляющих себя к украинцам, это вызывает отторжение. И Зеленский, даже если бы из тактических соображений захотел пойти на сотрудничество с Медведчуком, не сможет этого сделать, не обвалив свой рейтинг.
Тем более, что продвигаемый Медведчуком план мирного урегулирования в Донбассе совершенно неприемлем для Киева. Этот план предполагает проведение переговоров в «четырехугольнике» Киев, Донецк, Луганск и Москва (что, кстати, едва ли приемлемо для Москвы, отрицающей свою причастность к вооруженному конфликту). А итогом этих переговоров, по Медведчуку, должно стать образование в составе Украины автономного региона Донбасс (причем в границах Донецкой и Луганской областей до 2014 года) с собственным парламентом и правительством и закреплением такого статуса в Конституции Украины.
Медведчук, конечно, может презентовать этот план отдельным депутатам Европарламента, но он явно противоречит Минским соглашениям и, по существу, выводит за рамки переговорного процесса Германию и Францию как участников нормандского формата.
Александр Ивахник