Под занавес уходящего года состоялась встреча президента Молдовы Игоря Додона с лидером Приднестровья Вадимом Красносельским. Она стала уже пятой по счету. В ходе переговоров обсуждались некоторые частные вопросы гуманитарного характера, такие как восстановление телефонной связи между двумя берегами Днестра. Уже много лет коммуникация между Молдовой и Приднестровьем осуществляется через третьи страны. Говорили и о политических контекстах урегулирования. По словам Игоря Додона, «подтвердили важность сохранения ныне действующей миротворческой операции, как фактора поддержания стабильности и спокойствия в зоне безопасности». На первый взгляд, создается впечатления, что стороны, пускай и не достигли значимого прорыва, но провели конструктивный диалог.
Правда, есть нюанс. Полномочия президента Молдовы не таковы, чтобы собственные представления о чем бы то ни было, брались бы за основу политического курса страны. Если тот же Додон готов не форсировать обсуждения статуса Приднестровья, молдавское правительство считает иначе. И вице-премьер, отвечающая за вопросы реинтеграции Кристина Лесник полагает, что именно этот сюжет стоит активизировать в переговорном формате «5+2» (два - это стороны конфликта, а «пятерка» состоит из РФ, Украины, ОБСЕ, США и ЕС, как гарантов, посредников и наблюдателей). Риторический вопрос, поможет ли это переговорам или, напротив, приведет к стагнации. Но очевидно, что у президента и правительства разные взгляды, но у кабинета министров имеется больше полномочий.
В этом же контексте стоит отметить, что за несколько дней до встречи Додона и Красносельского состоялся телефонный разговор премьер-министра Молдовы Павла Филипа с украинским президентом Петром Порошенко. Они обсудили перспективы усиления совместного контроля на де-факто границе ПМР и Украины. И их общий взгляд - это ускоренная «реинтеграция» Приднестровья. Две Молдовы, две политики? Не стоит спешить с окончательным ответом на этот вопрос. Хотя бы потому, что и Игорь Додон, как и его оппоненты из «проевропейских партий» выступает за территориальную целостность страны, просто для реализации этой задачи он готов активизировать кооперацию не с ЕС, а с РФ. Заметим также, что весьма болезненный для Тирасполя молдавский закон о статусе Приднестровья был принят в 2005 году во время президентской легислатуры Владимира Воронина, в чью команду в то время входил и нынешний глава Молдовы.
Сергей Маркедонов