А вы знали, как на самом деле искали и добывали нефть в СССР? С 1965 по 1988 год в стране в тайне от населения было взорвано более 120-ти так называемых «мирных» ядерных зарядов. Таким образом ударники народного хозяйства вели сейсморазведку, стимулировали приток нефти и газа на месторождениях, создавали подземные резервуары для хранения запаса полезных ископаемых.
Ставили эксперименты специалисты из закрытых ядерных лабораторий «Арзамас-16» (Саров) и «Челябинск-70» (Снежинск). В земле бурилась скважина, в нее спускался и взрывался заряд. Что естественно для эпохи, контролировали все эти игры с атомом военные. Взрывы гремели по всему Союзу: под Архангельском, Астраханью, Уфой и Иркутском, в Кемеровской, Мурманской, Ивановской, Оренбургской областях, в Калмыкии, Республике Коми, Красноярском, Пермском, Ставропольском краях, в Ханты-Мансийском и Ненецком автономных округах, Якутии, Казахской, Узбекской, Туркменской и Украинской ССР.
Десятки лет любые данные об этих испытаниях лежали под грифом секретно. Первая информация стала просачиваться в 90-е. Например, один из коренных жителей ХМАО вспоминал, что в 1984-м ядерный заряд был взорван на берегу реки Пим, недалеко от Сургута. Там находилось старинное хантыйское кладбище, которое предварительно разровняли бульдозером. С тех пор аборигены не ходят в те края, не собирают в окрестных лесах ягоды и грибы. Мощность подземных зарядов достигала 22 килотонн. Примерно такой же была атомная авиабомба «Толстяк», которую американские ВВС сбросили на японский Нагасаки с населением 200 тысяч человек.
Официально атомщики (АО ВНИПИпромтехнология) признали только четыре происшествия с незначительным выбросом радионуклидов, однако независимые исследователи считают, что реальные последствия советских экспериментов в нефтянке гораздо страшнее. С годами, из-за движения породы, зацементированные колонны обветшали и продукты полураспада попали в грунтовые воды и следом в водоемы. Ущерб еще только предстоит установить.