Последствия взрыва в футлярном цехе Минского радиозавода "Горизонт", 1972 год
Новый полиэфирный лак в стране не производился и закупался в Австрии. Им покрывали корпуса, потом шлифовали. Технологию перенимали в Москве, Львове, Риге, где свойства лака сами толком еще не знали. Предельно допустимую концентрацию пыли, образующейся при шлифовке, проектировщики оценили в 65 граммов на кубический метр. Оказалось, что для взрыва достаточно и 5.
Взрыв произошёл 10 марта в 19:30 по местному времени, во время работы второй смены. В тот вечер в цеху трудилось около 700 человек. Сила взрыва была такова, что 2–этажное здание полностью превратилось в руины. Взрыв был слышен в нескольких километрах от места трагедии. Пожар был минимальный, огонь был лишь в вентиляционных шахтах и горели отходы производства, скопившиеся в цеху. В течение первых 10 минут до приезда спасателей местные жители и люди, случайно оказавшиеся недалеко от места трагедии, проникали на территорию завода и оказывали посильную помощь пострадавшим. Позже силами милиции и армии место трагедии было оцеплено, а информация о катастрофе из официальных источников поступала весьма скудная.
Специальной техники для разбора бетонных плит не было, ситуацию усугубило и то, что на раненых при 15–градусном морозе лилась вода из разорвавшихся труб. Краны по разбору завалов появились на месте трагедии лишь к утру следующего дня. Но и они были недостаточно мощными, массивные обломки часто срывались по новой, придавливая остававшихся под завалами потерпевших. Последнего чудом выжившего рабочего извлекли через трое суток. По официальной версии жертвами трагедии стали 106 человек.