И снова о выборах и кампаниях этого года. Я тут недавно от друга-политтехнолога услышала фразу: «Если бы коммунисты вкладывали в избирательные кампании хотя бы половину, да хотя бы четверть тех денег, что вкладывает "Единая Россия", уже давно выиграли бы всё и везде».
Может быть, и так. Порассуждаем о стоимости избирательных кампаний и хулиарды. Есть ли какие-то, условно говоря, лимиты — финансовые и человеческие — которые надо выделять на выборы? Может быть, пора уже поставить эти лимиты? Ведь это отмыв на всех уровнях и больше ничего.
Например, петербургский миллиард, потраченный на кампанию Беглова? Это при бесплатном и условно бесплатном админресурсе, доступном любому врио в более чем полной мере. Если бы этот миллиард пошел впрок — разве пришлось бы снимать Бортко? Который, кстати, потратил 20 миллионов, что для КПРФ тоже очень внушительная сумма. Кто теперь их возместит? Администрация президента? Гложут сомнения.
Ещё одна цитата - «Миллиард на выборы — это не много для города в 5 миллионов человек». Нет, товарищи. Миллиард рублей в избирательном фонде врио — это очень много. Да что я говорю — это огромные деньги. В какой реальности миллиард — это не много? В реальности, где кампанию делают 100500 идеологов, полевиков, пиарщиков?
Так же, как и 180 (так писали т-каналы, но это по очень скромным подсчетам) миллионов, потраченные на Сахалине командой врио Лимаренко. Потому что любому врио всегда доступны все блага пиара: он ежедневно пользуется услугами бесплатного журналистского обслуживания (ну условно бесплатного и как правило до жути слащавого, прям вылизывание заднего прохода, у врио точно не будет никогда проблем с пятой точкой), финансовой и авторитетной поддержкой первых лиц, региональным бюджетом и т.д. У него гандикап в этой гонке преследования.
При этом сравним на том же Сахалине кампанию у врио Лимаренко и у «кандидата №2» Корниенко. Ну, допустим, не знаем про «черные кассы» и «серые схемы». Возьмем только «белые» деньги и деньги спойлеров (не совсем же мы наивные, чтобы не понимать, зачем в кампании партия КПСС). Это около 106 миллионов и еще на счетах осталось. Сколько потратил Корниенко? Около 3,35 миллионов, всего на счете было 7,2 млн. Лимаренко, как уже сказала, пользуется бесплатным всем. Соответственно за деньги ему изготавливают щиты, фото, газету, программу и т. д., и т.п. И при этом — не может же АП всерьез не видеть, что кампании-то (если откинуть бесплатный ресурс врио) равноценны абсолютно! Лозунг — Корниенко явно его продумывали для чего-то и почему-то (кандидат предлагает не делиться — есть мысль, ок), Лимаренко дали «золотой стандарт»: работать на бла-бла-благо. Щиты, баннеры, растяжки — ну у Корниенко фото объективно поудачнее. Допустим, это в силу физиологических преимуществ кандидата и оттого, что у коммуниста или его штаба хватило мозгов понять, что грех надевать черное поло под пиджак. Газета — ну по 8 полос, цвет. Там и там тексты, фотки, нормальные. «Люблю, куплю, полетим; хороший мужик, надо брать». Да, спасибо, почитали. Программа у Корниенко объективно более содержательна и мало-мальски продумана (ему и надо было так делать, без программы кандидату № 2 ловить нечего), Лимаренко же воспользовался, во-первых, достижениями 9 месяцев (о том, что это за достижения и откуда они взялись, вообще отдельный интересны разговор), во-вторых, высказал обещания. И-и-и-и-и?
А зачем тогда платить больше было? Зачем толпа пиарщиков, если на посты и тексты хватает одного-двух, ну трех? Особенно при наличии бесплатных журналистов. Зачем толпа технологов-идеологов-руководителей, если можно воспользоваться одним? Зачем толпа оргов, если хватает двах-трех? Куда пошли деньги, если у Корниенко всё то же самое, но в 10 раз дешевле?
«Варяга» отрабатывают нелепыми признаниями в любви Сахалину и Курилам. Кличку «атомный дед» - вообще горе-пиарщики не отработали! А уж пропущенный щелчок по лбу с ядерными отходами в Корсакове — вообще фиаско, братан.
Кажется, что чем больше бабла вкидывается в избирательные кампании кандидатов от власти, тем больше оголяется кризис политтехнологий...