Подведены итоги второго тура президентских выборов в Словакии. Как и ожидалось, победителем стала кандидат от оппозиции Зузана Чапутова. Она набрала 58,4%. Ее соперник, еврокомиссар Марош Шефчович, - 41,6%.
Судя по тому, что мы видим, кампания Чапутовой являлась практически образцовой с точки зрения маркетинга, а успех кандидата не будет преувеличением назвать отличным бизнес-проектом. Она выиграла выборы, обещая перемены и противопоставляя себя как одновременно прежним правящим элитам и популистам, так и олигархам. Она подчеркивала, что хочет быть президентом для всех. Наконец, идею обновления идеально дополнил и перспективный образ "первой женщины-президента".
При этом в реальности не было никакого фундаментального конфликта с прежними элитами. Напротив, ее поддержал даже прежний президент Андрей Киска. Отсутствие ощущения экзистенциальной драмы этих выборов подтвердила и явка: во втором туре она оказалась рекордно низкой и не характерной для действительно поляризованных выборов - 41,8%.
Едва ли не решающим фактором стало то, что на ее стороне оказался и молодой бизнес (знакомый влиятельным международным компаниям и инвесторам) и практически все мейнстримные СМИ. Ее движущей силой стали предприниматели новой волны. Изначально они способствовали созданию партии "Прогрессивная Словакия" в 2017 году, а потом всеми ресурсами поддержали Чапутову в качестве кандидата в президенты. Согласно финансовым отчетам, которые мы посмотрели, львиную долю пожертвований в 2018 году обеспечили партия и отдельные представители бизнеса - Михал Трубан (также стоял у истоков партии) и Люция Пашкова. Только в 2019 году можно увидеть всплеск действительно массовой поддержки.
Комментатор одной из ведущих газет страны SME восторженно писал после первого тура, что успех Чапутовой "опроверг маркетинговую аксиому о том, что нельзя победить в эпоху "постфакта", не являясь популистом". Со своей стороны заметим, что ее успех подтвердил, что в эту эпоху, как и прежде, в первую очередь важно иметь грамотную маркетинговую стратегию.