Пришел пресс-релиз от Мегафона о финансовых результатах первого квартала текущего года. Обычно такие тексты интересны только гурманам, да и то лишь самым яростным. Но в ситуации, когда мир переворачивается и мы вместе с ним, любопытно посмотреть - а что там у поставщиков жизненно необходимых услуг? Они ж как зеркало нашей жизни.
Если хотите почитать релиз полностью,
то вот он. А я остановлюсь на том, что показалось особенно познавательным.
Первое -
продажи оборудования и аксессуаров сократились на 16,3% до 6,2 миллиардов рублей. И это за январь-февраль-март, когда самоизоляция в России только набирала обороты. На первый взгляд, многовато. Однако стоит вспомнить, что уже в феврале Китай полностью встал, поставки приостановились, и в распоряжении розницы были в основном старые запасы. Со второй половины февраля большинство вендоров резко сократили маркетинговые активности в розничных сетях. Так что 23 февраля получилось скомканным, а 8 марта, когда уже скакнул курс доллара и начались карантины в Европе, подавно. Небольшие всплески продаж со стороны состоятельных граждан, пожелавших закупиться по «старым» ценам, увы, погоды не сделали.
Со второй половины марта начали резко расти продажи роутеров и модемов (в апреле мегафоновская розница продала их в четыре раза больше чем годом ранее). Очень, очень интересно будет посмотреть на финансовые результаты второго квартала 2020. Но уже по итогам первого количество пользователей услуги передачи данных у Мегафона выросло на 3%, до 34,8 миллионов. Это 46,3% от общей базы российских абонентов.
В общем, если бы речь шла об обычных временах, снижение продаж устройств на 16 процентов было бы провалом. Но, с учетом происходившего с января по март, это выглядит достаточно невинной коррекцией. Особенно с учетом того, что интересы людей в этот период плавно мигрировали с гаджетов на гречку.
Второе -
сеть Мегафона показала запас прочности и гибкости, а также неплохо приросла, вопреки всему. Компания пишет, что темп роста строительства базовых станций по сравнению с первым кварталом 2019 года составил 14%, а в стандарте 4G/LTE — 35%. За первый квартал 2020 года введены в эксплуатацию порядка 3,5 тысяч новых базовых станций 4G.
Рост числа БС - процесс естественный и необратимый, он планируется сильно заранее. Но надо понимать, что в марте произошли самые большие перемещения пользователей за всю историю мобильной связи в России. Операторы годами усиливали сеть в центрах городов и вокруг скоплений крупных офисов, а граждане внезапно переехали работать домой, в спальные районы. Там, где раньше в основном спали и отдыхали другими способами, началась пахота - с многочасовыми разговорами по мобильному и стрессовой нагрузкой на мобильный интернет, который был у многих единственным способом самостоятельного выхода в сеть. Также мобильная связь в марте частенько подменяла домашних провайдеров, чьи каналы и оборудование не выдерживали новых уровней нагрузки.
Я слежу в соцсетях за городскими группами примерно 150 городов, и там, конечно, жарко обсуждалась мобильная связь на фоне начинающейся самоизоляции. Не все, не все операторы показали себя с лучшей стороны. Их трудно винить, потому что перестройка сети на фоне пандемии и миграции населения сродни перекладке рельс под мчащимся поездом. Но на Мегафон жалоб не было. Наоборот, к нему обращались, как к палочке-выручалочке.
Чистая прибыль у оператора в 1 квартале выросла на 136.5% (сервисная выручка - на 0.9%). Говорят, снизили затраты на продажи и маркетинг. Хотел написать «бедные маркетологи», но, похоже, в прежние времена они неплохо зарабатывали. Переживут!