С вами "Кують зозулi". Украина, как вы помните, начала в 2016 году серию женских рассказов про насилие, оттуда пошли знаменитые теперь хештеги #небоюськазати и #небоюсьсказать. Сейчас новая волна, более сфокусированная: про безопасность женщин в поездах.
Поводом стало происшествие в ночь на 1 августа: в поезде Мариуполь - Киев женщину с семилетним сыном избил, а затем изнасиловать, неизвестный мужчина. Закрыл дверь в купе и угрожал ножом. Пострадавшая оказалась журналисткой Анастасией Луговой, ведущей телеканала "Интер", из-за чего
ее рассказ, вместе с фотографиями с кровподтеками на лице, быстро разлетелся повсюду. По ее рассказу, жизнь ей спас сын, громко заплакавший, после чего насильник отступил. Насильник, задержанный полицейскими в Киеве, оказался 45-летним трижды судимым рецидивистом.
Луговая с призывом "не молчать" дала старт десяткам, скорее сотням, похожих историй, прокатившихся по сотцсетям. Не настолько жутких, но тем, кто их рассказывает, запомнившихся. Примеры из
подборки BBC Urkaine:
"В плацкарте дядька пил водку прямо из бутылки, а когда напился, то лег на меня. В вагоне было полно народа и хоть бы кто слово сказал. Когда его скинула, полез драться";
"Ночь. Мне 19, еду на учебу на верхней боковой полке. Проснулась от того, чья-то рука у меня под свитером. Бухой чувак лет сорока проходил мимо и, наверно, решил, почему бы и нет" ; - и похожие сюжеты до бесконечности.
"Укрзализныця" пока больше
реагирует на исходную историю. Начальника поезда, проводника и еще пару работников уволили за халатность: не оказали помощь; и еще, как оказалось, нападавший мужчина был без билета. Добрые проводники подсадили за деньги к себе в карман, обычная история для украинских поездов. Теперь, может, пару недель будут бояться и никого не подсаживать, хотя это, конечно, совсем не главное, во всей истории. Пока обсуждают идею раздать проводникам газовые баллончики и разрешить их использовать в критических ситуациях.
Пока понятно, что тема открылась и теперь так просто не закроется. Железнодорожникам придется что-то придумывать и вводить.
И еще хороший вопрос: перекинется ли волна в Россию, как в 2016 году. Поезда похожие, пассажиры похожие, проблемы похожие.