Часто можно услышать про «русский характер», «русский дух», «русскую культуру» (низовую; верхняя культура была всё же европейской). Русских тут классифицируют как этнос с едиными социокультурными установками. Но давайте посмотрим на низовой -преимущественно крестьянский – океан, который ещё в XIX веке составлял около 90%.
Мы видим как минимум три больших низовых группы и одну побочную. Каждая – со своими социокультурными установками.
Первая – северные русские. Их ареал - примерно от Верхневолжья и далее на север и северо-восток до океана и Урала. Это зона подсечно-огневого земледелия, местами сохранявшегося даже до конца XIX века, редкое расселение, почти полное отсутствие «института» крестьянской общины, а также минимум крепостничества. Это чересполосица православных, старообрядцев и язычников. Примат индивидуализма, большой семьи и ватаг над коллективизмом. Хозяйственная деятельность – охота, рыбалка, промыслы. Процент грамотности выше, чем в среднем (особенно в среде старообрядцев). Численно это 10-15% низового мира.
Вторая – южные русские/казачество. Ареал от истоков Дона (от лесостепей) и ниже, частично не только на юг, но и на восток (казаки на реке Урал). Также зона с минимумом крепостничества. Вольница, остатки местного самоуправления. Зона не только старообрядчества (среди казаков), но и «русских сект» - от субботников до молокан и других евангелических групп. Численно до 20% низового мира.
Третья, самая большая группа – крепостные Нечерноземья (до 60% низового мира). Как раз эта группа и вмещает в себя в большинстве своём то, что называется «русским духом». Тройная власть над человеком – большой семьи, крестьянской общины и крепостника. Почти абсолютное преобладание православия. Наивысший процент бедности, неграмотности.
Но и эта группа неоднородна. До 15-20% этой группы – отходники по оброку. Люди, впитывавшие пусть низовые, но городские установки. Многие из них оказались предприимчивыми, поднявшись до мастеровых и даже купцов.
Четвёртая, небольшая группа (до 5%) – сибиряки. Эта страта, не знавшая крепостничества, пропитана вольницей. Настроены против власти (от неё и убегали). Старообрядчество и «русские секты». Со второй половины XIX века местный субстрат наполняется ссыльными поляками, крестьянскими переселенцами из Украины и Белоруссии (т.н. «Зелёный клин» на Д.Востоке).
Как мы видим, единства между этими четырьмя группами мало (есть различия даже в третьей группе между барщинными и оброчными крестьянами и отходниками).
Единообразие между ними начинается только со времени Сталина – в первую очередь посредством единой программы школы, а также переселения и перемешивания огромных масс населения. Почти единый русский этнос – продукт сталинизма.
Как-то путано написано, непонятно по какому принципу разделено.