Size: a a a

Канал Алексея Радченко

2020 October 27
Канал Алексея Радченко
И еще про психологию пользователей, а так же про ковид и ДТП (не зря Александр Евсин освещает обе темы).

В Барнауле протестующие против масок смогли остановить трамвайное движение - https://www.bankfax.ru/news/138980
Умиляет не то, что полицию ждали два часа, чтобы решить проблему - хотя там езды с мигалкой через весь город минут на 15, а значит приоритет остановки трамвайного движения был явно низкий. А то, что:

1. Транспорт крайне уязвим там, где мы не ждем и пандемия крутой кейс проверить это. Жаль что блокировать работу входов московского метро из-за требований носить перчатки пока не получилось. Остановить весь транспорт в городе оказыается можно просто войдя 10 человекам в 10 трамваев без маски.

2. Государство хитрит все больше - перекладывая все больше отвественности все ниже. Крайними стали кондукторы и водители, на которых повесили новые требования под угрозой наказания. И заставили отдуваться за других. Так же в Москве делали с таксистами - их заставляли проверять пропуска под угрозой увольнения - хотя это не их задача. То же самое происходит во всех сферах - учителя должны следить за здоровьем учеников вместо государства, за их политическими взглядами и многим другим. Врач в поликлинике за содержание детей и так далее и тому подобное. Государство навязывает правила и подставляет под гнев и травлю не себя и своих людей, а работников и работодателей. Это подло.

3. Люди готовы умирать! И это важный тезис, с которым мы пока не знаем что делать. Будь то ковид, СПИД или ДТП. Смерть человека безценна, но на самом деле вполне измерима в масштабах экономики и защищается именно по этому - дешевле человека спасать, чем хоронить. Гуманность тут не причем.
В общество в целом готово жертвовать своими членами, ради той или иной цели (удобства). Смерти в ДТП многие считают некой "платой" за возможность ездить на автомобилях. Смертность от ковида на каком-то уровне вполне "оправдана" ради экономики или чтобы не менять свои привычки. Многие готовы смиритсья что часть людей погибнет, но другая сможет жить намного лучше и проще. Не это ли идеал самопожертвования?

Я не буду говорить плохо это или хорошо. Спекулировать на смерти так себе занятие. Я лишь хочу подсветить, что так работает мнение и устаовки у части (и большой части) общества и это надо учитывать.
источник
2020 October 28
Канал Алексея Радченко
Московский метрополитен спокойно торгует данными, но когда просишь выложить их на сайте бесплатно - объявляют тебя террористом. Удобно.
Так что пока насладитесь картой направления улиц москвы по сторонам света (как же нам повезло что ОСМ делают в берлине, а не в москве)
источник
Канал Алексея Радченко
источник
Канал Алексея Радченко
источник
2020 October 29
Канал Алексея Радченко
Новые поезда в Московском метро очень крутые - просто космос. Дизайн в целом и первое впечатление - лучшие что я видел в мире.

Ниже пример, как еще могут выглядеть трамваи, вагоны незагруженных линий или городской электрички. https://www.mecanoo.nl/Projects/project/268/RET-Metro-Interior?t=13

Тенденции для таких перевозок показывают смещения фокуса от чисто самой перевозки, в сторону работы, общения, отдыха и креатива. Как и вагоны пригородных поездов представленных ранее, новый подход к транспорту подразуемевает очень гибкую компоновку и напоминает скорее коворгинг, кафе или библиотеку. Если бы не поручни, вы бы и не заметили разницу.

Транспорт теперь не просто доставка вас из пункта А в пункт Б даже в очень комфортных условиях, теперь это полноценная часть вашей ежедневной активности и она должа быть помошником в этом. Ехать на встречу и поработать за столом с ноутбуком, обсудить за кофе с другом поездку или развлечь ребенка. Такой вот новый подход.
источник
Канал Алексея Радченко
источник
Канал Алексея Радченко
источник
Канал Алексея Радченко
источник
2020 October 31
Канал Алексея Радченко
Любопытные комментарии собрал пост выше в фейсбуке (https://www.facebook.com/alexradchenko/posts/10221812905885493) - общий смысл: такие вагоны и уровень комфорта не для нас, это не для мегополисов, не для городов и только в небольших деревнях и так далее.

У меня есть несколько аргументов, которые возможно будут полезны.

1. Самое очевидное - не важен размер города, важно какой пассажиропоток мы хотим перевести и с каким комфортом. Действительно такой вагон перевезет чуть меньше, чем забитый в час пик вагон метро. И это правильно. Подвижной состав и тип транспорта подбирается по пасспоток. В таком трамвае комфортно разместятся допустим 50 человек - значит и использовать его будут там где надо перевести 50 человек, а не 500 или 5.

2. Многие обратили внимание что мол Роттердам не такой большой город. Это очень частая ошибка сравнивать Москву (или любой другой город России) только с равными ему по площади или населению городами. Ошибка по двум причинам: во-первых Роттердам лишь часть большой агломерации Рандстада, население которой составляет около 7 млн человек - очень близко к Москве; во-вторых не важен размер города - важен район и участок где мы используем этот транспорт. См пункт выше.

3. Ну и самое важное. Мы привыкли считать что подвижной состав должен быть обязательно забит в мясо. Если в трамвай не влезло 5 человек на один метр (максимальные по нормативу), то он якобы идет недозагруженный. Самое страшное что даже при таком подсчете множество маршрутов работает с перегрузкой.
Тем не менее норма это не более 80% заполненных сидячих мест!!! Это есть планка загрузки трамвая или автобуса. И именно на такие пасспотоки едет расчет в Европе.

Мы привыкли ездить в переполенных автобусах или вагонах метро -  но это не норма!

4. Про деньги. Мы все знаем что общественный транспорт в России недофинансирован. Но мы даже не понимаем на сколько. Нормальный и качественный трамвай для города миллионника стоит дорого, а сейчас средний российский город тратит пару млрд рублей. Это примерно 5% от сумм в западноевропейских городах. Регион Роттердама - 30 млрд рублей/год из них только треть покрывается билетными доходами https://www.watdoetdegemeente.rotterdam.nl/begroting2020/programmas/verkeer-en-vervoer/openbaar-vervoer/, Москва - 540 млрд рублей, Хабаровск - 120 млн, Прага - 90 млрд рублей https://www.praha.eu/file/3143029/Schvaleny_rozpocet_hl.m._Prahy_na_r._2020__1_.pdf)
источник
2020 November 01
Канал Алексея Радченко
Увидел в Фейсбуке жаркое обсуждение нового большого проекта по развитию набережных, теперь в Строгино, полез читать на сайт и потом даже пообщался с организаторами.

Вводная:
Речь идет про парк «Москворецкий» в Строгино, на который сейчас проходит открытый международный архитектурный конкурс на развитие набережной на этой территории. Парк там огромный – почти 10 парков «Зарядье». Сам конкурс как и все сейчас проходит онлайн и начался только 2 октября, в нем захотело участвовать 96 компаний из 11 стран! Только из Нидерландов пришло 7 заявок. В финал вышли три участника, два из которых, в основном, представляют Россию (у финалистов сборные команды – консорциумы) – «Ситимейкерс» и «Оркестра дизайн», а один – с немецкими архитекторами TSPA+WOWHAUS. Кто из них победит – станет известно в начале декабря, когда подведут итоги второго тура.

Основная сложность и ключевая проблема с которой столкнулись и организаторы и участники - статус ООПТ для этой территории. С одной стороны это накладывает кучу ограничений на строительство и проектирование, с другой будет огромное давление местных жителей, которые понятно бояться что все застроят высотками и бизнес-центрами.

Отсюда и особенность конкурса - упор на работу с жителями и соц сетями (выход на блогеров тоже часть конкурса видимо) Решением стало тесное онлайн взаимодействие: эксперты и члены жюри уже провели несколько вебинаров, в том числе и обсуждение с активистами, с которыми организаторы даже проводили экскурсию на территории парка.

Другая из проблем этого парка – это берегоукрепление, с которым в Строгино не все так просто (берега ползут, и с этим по сути никто ничего не делает) и в целом экологические вопросы. Это было решено упором на экологичность благоустройства. На эту тему организаторы конкурса тоже провели даже целую экспертную дискуссию, где обсуждали темы сохранения окружающей среды и работы с природными территориями и вписывания их в местный ландшафт. Если интересно – велкам смотреть вебинар с экспертами на самом сайте moskvarekastrogino.ru.

Главное, что говорят: все поступившие заявки и то, как их должны оценивать – само собой соблюдение природоохранного законодательства, личный осмотр парка архитекторами и обязательное привлечение ими к работе над новыми проектами  экологов и биологов. Основное и главное, о чем вообще стоит знать по итогам, что никакого моста в парке из-за статуса территории не будет, на эту тему очень переживали строгинцы, которые мост не хотят и жители Тушино, которые мост хотели. Ну и в целом по заверениям организаторов капстроительства и повреждений природной территории (а это ООПТ) в процессе конкурса не будет, только

В общем, судя по всему под давлением общественности проект будет суперский и статус территории учтут и мнение жителей послушали и даже рассказали как с этим все работают. Ну и главное может быть все таки получится крутой непрерывный маршрут прям вдаль всей реки.
источник
2020 November 02
Канал Алексея Радченко
Есть куча хороших новостей от дептранса Москвы про которые надо написать - они крутые (и новости и ДТ):

1. Вернули переход на Верхней Сыромятнической. Я потом отдельно напишу историю, как именно с этого перехода вообще началось движение за пешеходные переходы. Скажу лишь спасибо! И дептрансу, в котором разум восторжествовал, активистам кто боролся и помогал - их десятки и всем всем кто соучаствовал.  Например, проект Карта ДТП появился благодаря этому переходу, этот канал появился благодаря этому переходу и так далее. Вот ссылка на сбор денег в тот момент - https://planeta.ru/campaigns/80906

2. С сегодняшнего если не путаю дня стартовал экперимент по снижению стоимости метро при проходе вне часа пик! Это очень знаковый проект. По многим причинам, но главные - впервые так явно используется механизм снижения цены для повышения привлекательности транспорта. Город понял что на транспорте надо не зарабатывать, а это лишь способ регулирования. Кроме того на этом проекте была очень хорошая коммуникация с блогерами и экспертами. Им не только рассказали как все будет работать, но и выслушали и что-то даже внедрили. Могу путать но Латыпов очень круто сработал по этому проекту - https://transport.mos.ru/mostrans/all_news/104117

3. Все выделенки стали работать и по выходным - тоже очень правильный шаг! Тут отмечу что негативо это не вызвало вообще и люди в Москве поддерживают и борются за выделенки. Никакой глобальной кампании что водителей ущемили нет и уже не может быть. Точку невозврата уверен мы прошли. Следующий шаг и массовое развитие. Например, запуск электробуса вместо монорельса без организации выделенки по ул комдива Орлова будет провалом.

4. Прокат продлили! Уже на месяц и возможно продлят дальше. Тоже прекрасный показатель сдвига парадигмы сезонности и других штампов. В иделе прокат все таки перейдет на круглогодичную работу. Я лишь дам ссылку на нашу (другой не публикуется) статистику по использованию проката: https://kepler.gl/demo/map/carto?mapId=eb4857fb-9ac3-368c-ed29-44180cdaebca&owner=alexradchenko&privateMap=false - вообще в канале мы делали много графиков - можно найти поиском.  

5. Открыли (восстановили) прямой проход под Казанским вокзалом и это первый, но важный шаг по превращению вокзалов в современное проницаемое пространство и их вклчение в городскую среду. Например, сейчас строится сковозной проход под Курским вокзалом с новыми выходами в сторону АРМЫ. Про другие утерянные входы и выходы вокзалов Москвы мы писали тут: https://alexradchenko.medium.com/утраченные-вокзалы-москвы-a178b562439a - особенно было бы круто сделать что-то с Павелецким теперь.
источник
2020 November 03
Канал Алексея Радченко
Сегодня поговорим про ИТ системы в транспорте.
источник
Канал Алексея Радченко
В рамках проекта https://mostransport.info/constructor я пообщался с экспертами, специалистами, представителями из десятков российских городов размером от Петербурга до Рязани. И был в шоке от того, что в 90% случаев города (администрации, профильные департаменты или перевозчики) не имеют работающих ИТ-систем общественного транспорта.

Это может выражаться по разному: нет координат остановок, нет треков маршрутов, оборудование ГЛОНАСС не работает, нет системы учета пассажиропотоков и тп. По степени зрелости ИТ-ландшафта большинство городов набирают от силы 2-3 балла из 10. Это провал.

Отсюда несколько структурных последствий и все предельно критичны работы отрасли:

1. Никто не знает что у них происходит! А значит работа по брутто-контрактам, за которую мы все ратуем, просто не возможна. Большинство городов не смогут в нормальном режиме вести сбор и проверку данных для обоснования оплаты работы перевозчиков: нет возможности отслеживать число рейсов и выпуск, нет возможности управлять размещением остановок, нет информации от билетной системы и так далее. Например, в трех городах я услышал жалобы о том, что оборудование ГЛОННАС не работает на 30-40% рейсах - его нет, оно не функционирует, или переставлено с одного автобуса на другой без учета в системе. Это беда, потому что предоставляет перевозчикам большой простор для манипуляции. Будут или приписки - городской бюджет не потянет и новая администрация откажется от контрактов в пользу маршруток, либо будет недовыпуск и неоплата работы - в таком случае качественного сервиса ожидать не приходится.

2. Как и с ковидом, мы ничего не знаем точно про ситуацию с городскими перевозками в стране! Данные не собраны или неверны по большинству показателей. Есть множество примеров, когда ради отчетности в системе создаются фейковые данные. Никакое планирование в такой ситуации невозможно. Даже в Москве, лидере рейтинга зрелости с 9 баллами из 10, мы видели, как МГТ спокойно не выпускает треть рейсов, но путем манипуляции расписанием в БД, спокойно обходит контроль Дептранса, обеспечивая пунктуальность в 80-90%.

3. Эффективность затрат в ИТ на транспорте падает катастрофически. Стоимость ИТ систем всегда была высока и эти траты редко попадали под секвестр. Но - раз не требуется нормальная работы системы или нет кадров работающих с ней полноценно - падает и качество разработки. За последние годы оно упало до критических показателей. Системы не просто плохо обеспечивают функционал из техзадания (например, сложностью интерфейса или качеством и скоростью алгоритмов), но и вообще часто работают лишь на бумаге. С учетом снижения бюджетов отрасль заходит в тупик - платить еще больше за качественный продукт нет возможности, но и оставаться с текущим не реально. Выход мог бы быть в открытом ПО и привлечении внешних инструментов но тут страх - раз, невозможность откатов - два, отсутствие кадров для формирования ТЗ и контроля - три, отсутствие данных - четыре.

Порядка 100 млн рублей выкидывает каждый российский город на нефункционирующие ИТ-системы.

4. Лидерство Москвы. Открыв Москвы в уровне ИТ, кадров и финансов + административный ресурс позволяет ей массово внедрять свои решения в регионы: Велобайк, который станет стандартом для госвелопрокатов; Тройка, которая станет стандартом десятка городов по оплате проезда; системы контроля и оплаты парковки, транспортной работы и тп. Помимо плюсов (у регионов есть шанс резко поднять уровень ИТ) есть несколько минусов - подавление конкуренции, коррупция, еще большая завязка регионов на Москву (в прямом и переносном смысле) и так далее. Московские фирмы, аффилированные с городом становятся ключевым игроком, соревноваться с ними будет сложно.
источник
Канал Алексея Радченко
5. Последний пункт : федерализация. Централизация и укрупнение на транспорте ускорится в том числе из-за проблем с ИТ-системами. Потянуть их в одиночку региональным городам уже невозможно. В итоге весь городской транспорт сначала перейдет с муниципального уровня на уровень субъектов, а затем и федеральный. А вся сфера будет разделена между ВЭБ.РФ, "Москвичами" и концессионерами. Мы уже через пять лет получим олигополию в этой сфере, со всеми ее плюсами и минусами.
источник
Канал Алексея Радченко
источник
Канал Алексея Радченко
источник
Канал Алексея Радченко
источник
Канал Алексея Радченко
Архитектор выехал на море
источник
2020 November 04
Канал Алексея Радченко
http://abstreet.org — какой-то безумный рендерер проезжих частей, велополос, перекрёстков, схем движения по полосам, парковок и прочего микромаппинга. Вдобавок он умеет симулировать трафик. Выглядит проектом будущего — и это опенсорс на Rust.
источник
2020 November 05
Канал Алексея Радченко
Что-то Алексей тупил и до конца не понимал почему общественный транспорт передается с муниципального уровня на уровень субъекта РФ (как уже сделали в Челябинске и других городах) - оказывается, это почти единственный вариант открыть путь для ГЧП по общественному транспорту.

Хотя именно субъект РФ утверждает цену и список льгот при перевозке, полномочия и обязанности по самим перевозкам (организация и обеспечение) лежат на муниципалитете. То есть именно муниципалитет должен выступать концендентом (тем кто заключает соглашение со стороны государства/города).

Но у муницапалитетов нет денег/желания/возможности/кадров это делать. И тут у него забирают эти полномочия на уровень выше и уже регион (губернатор), а не независимый и бедный муниципалитет организует концессию (заодно имея и полномочия по установке стоимости проезда).

Соотвественно, имено те города, где этот процесс прощел и могут быть основными регионами концессий в ближайшее время.

Челябинск, Мурманск, Псков, Карелия, Тверь, Нижний Новгород, Пермь, Новгородская, Московская и Ленинградская область и другие уже делают это. 🙂 Три города федерального значения имели это право изначально.

https://zen.yandex.ru/media/rosinfra/gchp-dlia-kompleksnogo-razvitiia-transportnyh-sistem-gorodskih-aglomeracii-5f7ee6a6dee66543988a65d4
https://www.kachkin.ru/sfera-regulirovaniya-passazhirskij-transport/

Напомню, один из важных плюсов ГЧП - это единственный легальный способ теперь закупать импортный (=качественный) подвижной состав или инфраструктуру и уйти от монополий внутри страны (например по трамваям/электробусам).

P.S. Ну и отдельно напомню как было: сначало и деньги и полномочия у местной власти, затем деньги у федералов, а полномочия и обязанности у местной власти, теперь и деньги и полномочия у федеральной/региональной власти субъекта.
источник