Если, как писал сегодня, молодая поросль Респов смещается к центру, то молодая поросль Демов – влево. Но не в радикализм, как у нас принято думать, а в кейнсианство – благо, что ничего им придумывать не надо, у них есть замечательный опыт «Нового курса» Рузвельта, сделавший Америку сверхдержавой.
Ну и добавляют в неё некоторые элементы «новой денежной теории» ММТ – например, полную занятость и возможность ФРС печатать неограниченно много денег, лишь бы они крутились внутри страны, а не накапливали внешний долг.
Вижу, что идёт снова возрождение к идеям Джона Кеннета Гэлбрейта – кейнсианца и неомарксиста, одного из видных деятелей «Нового курса». В отличие от Кейнса, он продолжил свои работы в 1950-60-е (он был экономическим советником президентов Кеннеди и Джонсона). Его книга «Общество изобилия» стала настольной у экономистов левого направления. Например, одна из его идей – государство не должно бояться регулировать цены и деятельность крупных компаний. Что касается цен, то у каждой страны есть базовый набор, который определяет экономику и основы жизни людей. Например, писал Гэлбрейт, в 1960-е у США это были процентная ставка и бензин, у Китая рис и уголь, у СССР электричество и хлеб, и т.д. – и государство должно и обязано контролировать их. И обязательно нужны очень высокие налоги на сверхдоходы, которые тогда в США достигали 80%, потому что рост неравенства – это питательная среда для радикализма разных флангов.
Ещё интересное наблюдение. Кеннеди хотел отправить Гэлбрейта послом в СССР, чтобы тот начинал первый этап окончания Холодной войны между СССР и США. Но не успел, президента убили. Сын Гэлбрейта, тоже известный сегодня экономист, профессор Техасского университета Джеймс Гэлбрейт (кстати, также большой друг России), говорит, что если бы Перестройка в СССР началась тогда – во второй половине 1960-х, то СССР остался бы развитой державой – просто потому, что тогда неоткуда было взяться неолибералам, чтобы руководить реформами в Москве, так как они считались маргиналами, а во всём мире царил или умеренно-левый или центристский взгляд на экономику. Ну и капля конспирологии в его рассуждениях: он не считает случайностью почти совпавшее по времени и убийство Кеннеди, и снятие Хрущёва из лидеров СССР – в обеих странах в то время были влиятельные круги, которые не хотели прекращения противостояния Москвы и Вашингтона – в основном это ВПК.