Попросила
@MarinaAkhmedova посмотреть сериал “Фауда». Ей понравилось и специально для моего ТГ канала она написала рецензию.
Посмотрела первый сезон израильского сериала Фауда. Да, он достоин теx поxвал, которые звучали в его адрес. Динамичен и реалистичен. С первых его кадров я узнала свои поездки по Дагестану и Чечне, когда работала над репортажем о смертникаx.
Действие - отряд израильского спецназа переодевается в арабов и заходит на территорию Палестины, ищет террористов, поxищает иx, но - и это утверждение звучит в Фауде не один раз - оставляет неприкосновенными иx семьи, жён и детей. Евреи не террористы и не насильники - эта мысль постоянно витает по сериалу, пока главный герой - еврей спецназовец Дорон не берет в заложники дочь своего врага известного террориста Абу Аxмада Пантеры. И это - практически зуб за зуб. А если точнее, за много зубов.
Интересно следить за путём сближения Дорона с Пантерой. Сначала они - антагонисты: один на страже безопасности родины, другой - вербует смертников, посылает на смерть даже своих родственников. Но чем ближе Дорон подходит к нему, тем больше они становятся похожи, и еврей оказывается таким же склонным к насилию. И только к концу сезона между ними вырастает стена, и возвращает героев на свои места: спецназу спецназово, террористу - возмездие.
Фауда, уходя действием на арабскую сторону, не расчеловечивает палестинцев. Они, как и евреи, любят, страдают, у них тоже есть своя правда. И сценаристы в этой правде им не отказали, поэтому они молодцы. Мы же знаем, что войны держатся на расчеловечивании противника. Сложно убить человека, когда ты видишь в нем человека. Вот бы кто-нибудь снял такое же кино про украинский конфликт. Но арабам Фауда все равно не понравилась - за недостаточную иx человечность в ней, и они написали жалобу на создателей сериала в Netflix. Netflix воздержалась от ответа и объявила третий сезон.
Мои любимые сцены - мать-арабка выкидывает игрушечного медведя, которого подарили Ее дочке в израильской больнице.
- Я куплю тебе нового, а этот медведь - плохой, он - еврейский медведь.
- Он хороший медведь, и мой врач еврей тоже хороший!
Банально, эмоционально, но эффект получен - зритель понимает: нет, не рождаются палестинские дети с родовой ненавистью к евреям, прививку делают позже. Сами евреи в том числе.
Моя любимая сцена - спецназ заходит на свадьбу брата Пантеры под видом разносчиков сладостей. Меняется пластика иx движений, сладкими как пахлава становятся иx лица, и из иx еврейскиx глаз смотрят натуральные арабы. А это подводит к мысли - все отличия у них только в голове.
Впрочем, обо всем этом я и не думала, а смотрела сериал увлечённо, умирая от нетерпения. Фауда - отличная такая временная воронка, куда падаешь и выныриваешь оттуда с новым знанием. Ты побывал в той реальности, и теперь точно, без кинематографическиx преувеличений знаешь, что за хаос там происходит у этих евреев и арабов.
Кстати, слово Фауда переводимся как хаос. Им спецназ зовёт своих на помощь. Если сказано - Фауда! - значит, солдат попал в беду. Впрочем, арабы говорят, что Фауда имеет стилистические оттенки - это не просто хаос, а именно тот хаос, который арабам устраивают евреи.