КРАТКАЯ ТЕОРИЯ МЕДИА (ОСТОРОЖНО, 50 ПУНКТОВ!)
Надоело давать советы про медиа, не очень люблю теорию, поэтому дам разом все, которые у меня сейчас есть в голове. В режиме «лайков не было, но все равно вот вам 50 твитов». Часть из них были озвучены на конференции MEH. Дисклеймер: все суперсубъективно.
1. Мир интернета глазами человека из медиа выглядит так: есть медиа, есть сервисы. Медиа — это то, что формирует повестку, влияет на людей. Сервисы оказывают услуги населению.
2. Это чушь. Все, чем мы в ежедневном режиме пользуемся в интернете — это сервисы. Сервис может везти нас на такси, продавать билеты или предоставлять информацию (привет, медиа). Но все это сервисы. Просто некоторые из них предоставляют контент-услуги (ужасно звучит, да).
3. Если вы большое медиа и считаете, что не сервис — вы себя обманываете. Если вы медиа, у которого нет сервиса, вы не станете большим.
4. Сервис — это когда вы реализовываете безусловную потребность аудитории, которую аудитория будет решать в любом случае. Узнать, что плохого в мире случилось, как развлечься, как ввинтить лампочку или куда пойти работать — это все безусловные человеческие потребности. Ну и (привет, кэп), размер сервиса определяется размером потенциального рынка.
5. Медиа без сервиса существует для двух типов людей: суперсознательные потребители и супербессознательные потребители. Этого недостаточно.
6. Первые (они же, ядерная аудитория любят конкретно вас и приходят за совершенно конкретными материалами. Такая аудитория а) всегда маленькая (а иногда нулевая), б) зависит от того, насколько гениальные материалы вы выпускаете ежедневно. Ни один проект не может быть построен на том, что каждый выпущенный материал гениален. Бывают периоды получше, бывают похуже. А проект должен жить всегда.
7. Второй тип аудитории — это супербессознательные потребители. Они пришли к вам из любых сторонних платформ, они вас не знают, не узнают и уйдут, не запомнив. Это фантомная аудитория, вы ее никогда не поймете, но она даст вам ложное ощущение популярности (очень временной, кстати). Как только медиа начинает зависеть от фантомной аудитории, ему конец. Это полная потеря управляемости.
8. Если у вы сервис, у вас есть третий тип аудитории, самый ценный, и самый большой. Это сознательная аудитория, совершающая бессознательный выбор. Это когда есть понятный запрос (хочу в кино, что идет; чего в мире творится; и так далее, выше уже перечислены примеры), а вы как площадка являетесь ее бессознательным выбором при этом запросе. Ваша задача — сделать себя синонимом решения этой повседневной проблемы. То есть, простите, глаголизировать потребность (гуглить, ксерить и тд).
9. Косвенный вывод из предыдущего пункта: обязательно нужно строить собственную площадку для медиа. Если у человека есть запрос, если он ассоциирует вас с этим запросом, то он должен мгновенно увязать в голове этот запрос с местом, куда он идет, будь то сайт, приложение, инстаграм или телеграм.
10. Примеры медийных сервисов. «Медуза», который никогда бы не было без новостей. Если в Медузе останутся только новости, это будет скучное издание, но большое и понятное. Если из Медузы убрать новости и оставить все остальное, получится много вишенок без торта и все развалится.
11. Еще: издание
Sports.ru — это классное спортивное издание, в основе которого сервис расписаний, трансляций и обсуждений. И букмекерских ставок.
12. Издание Lifehacker (очень большое) — это плагин к Гуглу. Хозяйке на заметку, ответы на все вопросы.
13. Еще пример: журнал Афиша был придуман как то, что должно изменить город, но покупался он прежде всего ради того, чтобы найти сеанс в кино. Как только люди перестали узнавать расписание на бумаге, журнал был приговорен. Требовались феерические и неадекватные усилия, чтобы его продолжали читать, и это, конечно, было обречено.
14. Итак, медиа — это сервис, который предоставляет информацию. Скучно? Скучно. Хорошая новость — сервисы тоже бывают разными.