Уважаемый Владимир Легойда
@vladimirlegoyda "копнул" одну из главных скорых стратегических проблем для высшей школы, о которой сегодня почти никто не говорит.
В России более 700 вузов.
Около 100 из них станут победителями в отборе ведущих университетов по линии Минобрнауки (Приоритет 2030, бывшая "ПСАЛ") и получат чёткую траекторию развития - будут укрепять исследовательскую компоненту или станут опорой для подготовки кадров для своего региона (в кооперации с бизнесом, при особой поддержке губернатора). Ещё 20-30 университетов уже вошли в элиту - их уважают не только в России, но и за рубежом. Это вузы прямого подчинения Правительству РФ, часть федеральных университетов, часть участников проекта "5-100" и отраслевые гранды типа МГИМО или Сеченовки. Ещё около 20 университетов "осмыслены" через попадание в консорциумы, которые продвигают главы регионов и госкорпорации. В первую очередь, это участники НОЦ мирового уровня. Есть ещё очень небольшая группа особых вузов с проработанной концепцией развития. Например, Сколтех, Европейский университет или Иннополис. Итого - 150-160 университетов, чьи студенты и преподаватели с гордостью обоснуют вам почему их вуз это Университет с большой буквы.
Но это меньше четверти от числа вузов в России. Более 550 университетов де- факто сегодня функционируют без генеральной стратегии развития. Ранее одним из решений для вузов-средняков была программа опорных вузов Минобрнауки, но она закончилась.
Я не раз обсуждал с руководителями Минобрнауки эту отложенную задачу - "средние" вузы нуждаются в менторстве, в программе развития, в "смыслах" от учредителя. В противном случае они начнут терять лучшие кадры, доверие абитуриентов, поддержку губернаторов, партнёров и будут деградировать.
С первого дня работы Министра Валерия Фалькова я поддерживаю его работу и горжусь успехами Минобрнауки, но нужно честно признать - для "обычных", не брендовых вузов, сегодня нужна внятная программа развития, с учётом вызовов пандемии covid-19, иначе они скоро начнут тянуть всю систему высшей школы вниз.
Этот вопрос я обсуждал с многими архитекторами и методологами системы образования - такими как Андрей Волков , Исак Фрумин, Дмитрий Песков, Роберт Уразов, ректоры топ-университетов и т.д. У коллег разные мнения, но общее понимание существующей проблемы.
Очень хочется, чтобы в рамках реализации Нацпроекта "Наука и университеты", отдельных федпроектов НП "Образование" и "Цифровая экономика" эта проблема в новом, 2021 году, была обсуждена и "докручена".
Обилие вспомогательных инструментов от АСИ или АНО "Россия - страна возможностей" упростит задачу, а существующие центры компенции (от МШУ "Сколково" и Инобра Вышки до НОП) помогут методически.
И вот тогда проблема идентичности университетов в широком смысле, поднятая Владимиром Романовичем, может быть полностью решена.
https://t.me/karaulny/248651