Бессмысленный и ритуальный. Ночной протест в Беларуси больше похож на глоток свободы, чем на начало новой эры.
Подведем итоги вчерашней/сегодняшней бурной ночи, ибо итоги выборов подводить бесполезно: они диаметрально противоположны у Лукашенко/Ермошиной и «женского штаба» оппозиции.
1️⃣ Размах протеста таков, что бесполезно говорить о «кукловодах». Он охватил не только Минск, но и все крупные города Беларуси. Он вырос на убежденности в том, что подсчет голосов несправедлив.
2️⃣ Как показали ночные события, совсем не лишними были призывы к членам избиркомов и к силовикам не врать и оставаться с народом. Многие из них если не дрогнули, то задумались о своей судьбе. Но оппозиция явно недоработала в провинции. Именно там ОМОН опускал щиты, а избиркомы разбегались под покровом ночи, даже не вывесив протоколы. Там режим проявил слабость и страх, но этим никто не воспользовался.
3️⃣ Некоторые избиркомы (в Минске, например) отразили в протоколах безоговорочную победу Тихановской. Это тоже знак неустойчивости Лукашенко. Теперь мяч на стороне Тихановской – как она презентует итоги альтернативного подсчета голосов и как ее штаб намерен их защищать.
4️⃣ Ночной протест был в основном ритуальным и бесцельным. Куда и зачем шли тысячи людей? Они не захватывали здания, не устраивали «стационарной манифестации» под стенами ЦИКа или АП. Единичные попытки разобрать тротуары и возвести баррикады были быстро пресечены. Не было и какого-то единого внятного требования – пересчета голосов или отмены выборов. Протест, особенно в Минске, оказался эмоциональным выхлопом, выбросом протестной энергии, воплем несогласия даже не с итогами выборов, а с существованием режима. Такого рода явления ярки, но кратки и неустойчивы.
5️⃣ Однако есть и практические результаты. Во-первых, силовики были проверены на вшивость. Проверка показала, что «гонконгские» и «парижские» технологии децентрализованного, рассеивающегося уличного протеста работают в Минске, и даже хорошо экипированного ОМОНа может не хватить для их подавления по всему городу. Во-вторых, ночь принесла и жертвы с обеих сторон. Подтвержденной информации пока нет, но у протестующих вроде бы имеются не только тяжелые травмы, но и погибшие, как минимум один. У ОМОНа тоже есть раненые. Кровь пролилась. Теперь должна развернуться обоюдная (власть vs протестники) кампания за сакрализацию жертв.
6️⃣ Отключение интернета не помогло власти остановить протестную волну. Что-что, а медийная война была заранее проиграна режимом. Не стоило лишать самих себя доступа к коммуникациям.
Бесцельность ночного протеста не означает, что таковым он останется сегодня и завтра. Многое будет зависеть теперь от лидеров новой оппозиции и «заряженности» масс на акции гражданского неповиновения. Подход Лукашенко понятен: сажать, давить и не пущать. Это работает, если борешься с волной протеста. Но может спровоцировать его девятый вал. Слабое место режима – глубинка, провинция. И здесь можно напомнить о том, что торжеству киевского майдана предшествовали захват и, главное, разоружение власти в паре десятков областных центров Украины.