"ВАЛЯ ВИНОВАТ ТОЛЬКО В ТОМ, ЧТО НЕ СПИЛСЯ, КАК МНОГИЕ, И В СЕМЬЕ У НЕГО ВСЕ БЫЛО ПУТЁМ. ТАКОЕ У НАС НЕ ПООЩРЯЕТСЯ"
А вот и главная моя работа за последние полгода, пожалуй. Сегодня исполнилось бы 86 лет Валентину Козьмичу Иванову, и мы два с половиной часа разговаривали с его вдовой Лидией Гавриловной. В том числе и об Эдуарде Стрельцове, и об их отношениях. Сегодня - первая часть беседы.
Спрашиваю, почему Иванова, чемпиона Европы и Олимпийских игр, лучшего бомбардира ЧМ-62 (не у нас, а вообще, ещё вместе с четырьмя игроками!), капитана сборной на протяжении четырёх лет, не воспевают так, как Стрельцова. Лидия Гавриловна отвечает:
"— Я знаю привычку, манеру нашего народа. Условно говоря, человек не набил морду жене — поэтому и не прославился. Если человек пострадал — его жалеют, воспевают. А Валентин прошел ровной дорогой. Прямо скажу: он был не дурак, поумнее многих. На поле вообще считался хитрецом, его так и называли — хитрый Кузьма. Все друзья-футболисты его Кузьмой называли. Я с ним прожила 53 года, и, наверное, мне с дураком было бы неинтересно. Так же, как и ему.
Футбол выжал его без остатка, но он не ушел намного раньше срока, как многие. В том числе и потому, что я многих отшила, извините за выражение. Каждый хотел до них дотронуться, выпить с ними! Эта наша российская зараза, водка, на моих глазах столько хороших ребят уничтожила! И не только в мире спорта. Повсюду многие погибали из-за этого зелья.
Эта роковая ошибка Эдика — только из-за водки. Валерка Воронин сгинул тоже из-за нее. А какой был красавец, футболист высочайшего полета, его признали во всей Европе. Семья развалилась, и он умер практически под забором — в подземном переходе. Жена у него умерла на лестничной клетке, работая уборщицей. Труп сына долго не могли опознать. Неужели это не может послужить уроком для всех следующих?! Ребята с таких высот падали из-за этой водки. Ну найдите в себе силу воли. И вы сами, и ваши друзья.
Я была в двух ипостасях — жена игрока и жена тренера. Это были две разные жизни, но требовал жестко Валя всегда. Когда играл, видно, был очень вредным. Не любезничал, не боролся за то, чтобы о нем думали хорошо. Сам отдавался игре без остатка и того же требовал от партнеров. Наверняка не подыскивал добрых выражений, мог, наверное, и обидеть. Даже знаю, что обижал.
Когда уже тренером многого ждал от парня — мог его и унижать, и уничтожать. Я ему даже говорила: «Успокойся! Ты должен понимать, что не у всех есть такие возможности и данные, какими располагал ты сам! Они могут стараться, но никогда не сделают, как ты!» Никита Павлович Симонян, с которым они были очень дружны, как-то спросил его: «Валь, ну что ж ты не можешь сделать, чтобы твоя команда играла так же, как вы в 60-м году?» — «Никит, если бы у меня была пятерочка Ивановых в команде — сделал бы обязательно!»
Мне даже Валька, сын, когда еще до судейства играл за «Торпедо», жаловался: «Мама, он там неудержимый. Даже не понимает, какой он жестокий». Рассказывал, что ему от папы несправедливо доставалось больше, чем кому-либо. Хлестал его подходяще. Вот такой был Козьмич. Но все это — только от беззаветного служения футболу!
А другие относились к футболу иначе. Многие возмущаются: что ж Валя, когда был тренером «Торпедо», одного убрал, другого? Да потому что они все деградировали, покатились! Шикарный Эдик, шикарный Валерка, шикарный Боря Батанов... Всех их давно нет из-за того, что не справились с этим зельем".
Полностью первая часть:
https://www.sport-express.ru/football/local/reviews/strelcov-olimpiada-1956-goda-semeynaya-zhizn-intervyu-s-lidiey-ivanovoy-vdovoy-valentina-ivanova-1729923/